Ссылки для упрощенного доступа

Белорусский след почти не виден


В результате нескольких взрывов в Брюсселе 22 марта погибли более 30 человек
В результате нескольких взрывов в Брюсселе 22 марта погибли более 30 человек

Почему именно российская пресса первой сообщила о причастности к взрывам в Брюсселе уроженцев Белоруссии

К организации террористических атак в Брюсселе 22 марта могли иметь отношение уроженцы Белоруссии – братья Довбаши из Гомеля. Такую информацию буквально через несколько часов после взрывов в столице Бельгии распространили некоторые российские СМИ. Впрочем, потенциальные "смертники" собственную причастность к терактам в аэропорту и метро назвали "сильно преувеличенной".

Сразу же после взрывов в брюссельском аэропорту, а потом и на одной из станций метрополитена всплыл "белорусский след". Российский информационный канал LifeNews со ссылкой на собственные источники утверждал, что непосредственное отношение к терактам могли иметь братья Довбаши, уроженцы Гомеля. По сведениям ресурса, 27-летний Алексей несколько лет тому назад принял ислам в Бельгии, а уже под его влиянием радикальным учением стал интересоваться его младший брат, 23-летний Иван. Утверждается, что братья примкнули к отряду террористов в Сирии и после прохождения боевой подготовки были отправлены в Европу, где в конце февраля объявились в компании некоего Марата Юнусова.

Михаил Довбаш – отец Алексея и Ивана – раньше работал на гомельском ювелирном заводе "Кристалл", а сейчас живет в одной из деревень в Ельском районе на Гомельщине, ухаживает за престарелыми родителями. С женой Людмилой в разводе, после расставания она уехала в Бельгию, увезя с собой детей. В беседе с Радио Свобода подтвердил, что его сыновья действительно приняли ислам, однако это не означает, что их автоматически нужно записывать в террористы:

Не исключено, что при нынешней системе коммуникаций кто-то воспользовался их именами

"Я верю своим сыновьям – они не способны на такого рода поступки. Да, они приняли ислам, и в разговоре с Алексеем лично я не поддержал его переход в другую веру. Однако каждый из них является взрослым человеком и самостоятелен в своем выборе. Ислам – такая же древняя религия, как и наша, а поэтому должна вызывать уважение. Не исключено, что при нынешней системе коммуникаций кто-то воспользовался их именами, чтобы прикрыть свои дела. И все же, на мой взгляд, нечего гонять ветер, если нету пламени…"

Михаил Довбаш утверждает, что все это время поддерживал телефонную связь с сыновьями и не заметил каких-либо кардинальных изменений в их настроениях.

Тем временем Радио Свобода удалось узнать, что исламизация Довбашей оказалась более глубокой, чем предполагал их отец. Старший Алексей в новой вере стал Халидом, младший Иван – Сулейманом. Такие же имена у них и в социальных сетях. При этом оба заявляют, что за полтора десятка лет не имели проблем с бельгийскими спецслужбами. К примеру, Иван-Сулейман Довбаш так отреагировал на возможное отношение к брюссельским терактам:

Ничего, что свидетельствовало бы о нашем "сомнительном прошлом", им не известно

"Все эти статьи – бездумные попытки некоторых журналистов получить очередную "звездочку". Нас записали в "смертники" еще 14 марта – при том, что нас не искала полиция, нам никто даже не звонил. Для сотрудников полиции не составит никаких трудностей уточнить, выезжали мы в Сирию или нет. Внимание: мы сами обратились к спецслужбам за объяснением ситуации. И нам ответили: ничего, что свидетельствовало бы о нашем "сомнительном прошлом", им не известно, против нас они ничего не имеют. И самое главное: если мы смертники – почему мы еще живы? Если мы террористы – почему нас не арестовали?"

На вопрос, знакомы ли братья с неким "игиловским" посредником Маратом Юнусовым, Алексей-Халид Довбаш ответил:

"Я не буду оправдываться перед вашими предположениями. Если у вас есть доказательства, что я каким-то образом с ним связан, входил с ним в контакт или стоял с ним на одной улице, тогда я буду считать уместным вам что-то ответить. А поскольку у вас такой информации нет и никогда не будет, я не стану опускаться на уровень опровержения чьих-то выдумок".

Вместе с тем в белорусском Комитете госбезопасности заявили, что братья Довбаши на особом учете спецслужб уже несколько лет. В прошлом году их деятельность проверялась совместно с ФСБ России, откуда, собственно, о существовании потенциальных террористов и стало известно журналистам, имеющим доступ к информации "не для всех".

Как заявил официальный представитель КГБ Беларуси Дмитрий Побяржин, Алексей и Иван Довбаши вместе с матерью выехали в Бельгию в 2000 году, где все это время и воспитывались. В 2006-м, по информации разведки, Алексей окончил школу и поступил в секцию бокса, где познакомился с приверженцами ислама. Именно под их влиянием сначала периодически, а потом постоянно начал посещать мечеть:

"По имеющейся информации, в 2013 году он познакомился с выходцем из Сербии, который впоследствии выехал в Сирию. В 2014-м приблизительно около полутора месяцев Алексей находился с целью поиска работы на территории Турции. Однако за нарушения турецкого законодательства был обратно выслан в Бельгию", – проинформировал Дмитрий Побяржин, уточнив, что при этом братья периодически посещали Беларусь.

В Минске утверждают, что Алексея Довбаша на момент совершения взрывов в Бельгии не было

Что касается еще одного заочного фигуранта – Марата Юнусова, то представитель КГБ отметил, что тот является выходцем из России, однако с 1990 года проживал на территории Гродненской области Беларуси. В 1999 году он выехал на постоянное место жительства в Бельгию и спустя почти десять лет принял бельгийское подданство. В декабре 2015 года информация о братьях Довбашах и Марате Юнусове была передана ФСБ России с предложением о переадресации ее правоохранительным органам Бельгии, с которыми КГБ контактов не поддерживает.

Почему российские спецслужбы начали "педалировать" белорусскую тему только сейчас, после кровавых событий в Брюсселе? И это при том, что, в соответствии со сведениями КГБ Беларуси, на момент совершения терактов по крайней мере Алексей Довбаш находился в Гомеле. Как рассказали в ведомстве, о своем выезде на историческую родину молодой человек заблаговременно проинформировал полицию Бельгии. А узнав из интернета, что подозрения падают на него и брата, попросил Ивана объясниться в антитеррористических подразделениях. В Минске утверждают, что Алексея Довбаша на момент совершения взрывов в Бельгии не было.

Накануне в эфире Белорусского телевидения свое алиби подтвердил и сам Алексей Довбаш: 22 марта, на момент терактов, он уже был в Гомеле. И высказал предположение, почему их фамилия звучит в контексте взрывов в Брюсселе: информация могла появиться из-за того, что за день до терактов он действительно находился в местном аэропорту – по дороге в Беларусь: "Это чистой воды клевета, которая свалилась на меня, причем так внезапно, что не было времени подумать о том, что будет дальше. Я еще не осознал эту ситуацию", – говорит Алексей Довбаш.

Старший из Довбашей утверждает: ни он, ни его брат Иван никогда не воевали в Сирии и не знакомы с исполнителями терактов. К слову, Марат Юнусов, по словам его двоюродного брата, также заявил, что спецслужбы Бельгии не имеют к нему никаких претензий.

Политический аналитик Александр Класковский считает, что информационный вброс российских СМИ о "белорусском следе" в брюссельских терактах мог быть частью информационной кампании против руководства Беларуси, которое в последнее время демонстрирует явно проевропейский крен:

Может возникнуть мысль: кому-то на востоке это не нравится

"С одной стороны, такая версия может выглядеть "конспирологической". С другой – если знать, что следом за LifeNews многие ресурсы подхватили эту "утку", можно увидеть и определенные политические цели. Конечно, это псевдосенсация – якобы белорусы причастны к терактам в Брюсселе. Тем не менее она облетела многие СМИ и, так или иначе, бросает тень на Беларусь, по крайней мере вызывает вопросы. А на фоне того, что в эти дни в Беларуси находятся с визитом министр иностранных дел Польши, премьер-министр Грузии и вообще наметился тренд на нормализацию отношений с Западом, может возникнуть мысль: кому-то на востоке это не нравится. Ведь уже были публикации: Лукашенко якобы изменил Москве, превратил Беларусь в питомник "ярых националистов", белорусских бандеровцев и так далее".

О натянутости версии "белорусской руки" в брюссельских терактах говорят и гомельские друзья братьев Довбашей. Оказалось, что и Алексей, и Иван – активные мотоциклисты. Никита Матвеенко, один из приятелей Алексея-Халида, рассказал, что они познакомились в гомельской мототусовке. Однако за все это время темы их разговора не сильно уходили дальше байков: "Ну да, Алексей вроде как "повернут" на исламе, у него много таких же друзей в соцсетях, однако я от него ничего не слышали ни об "Исламском государстве", ни о джихаде", – говорит гомельский байкер, уточняя, что в противном случае его земляк уже "давно бы сидел в тюрьме".

Никита и его друзья говорят, что ребята часто приезжают в Беларусь к бабушке: тот же Алексей, по их словам, провел на Гомельщине все прошлое лето. "Нормальный пацан. Попросишь в долг денег – одалживает без вопросов, даже предупреждает, что возвращать не обязательно", – вспоминает Никита Матвеенко.

Политолог Александр Класковский не думает, что после обнародования фамилий предполагаемых исполнителей терактов в Брюсселе белорусская тема еще будет актуальна, однако считает, что первоначальный посыл стоит держать в уме:

Информационный вброс – это термоядерное оружие Кремля

"С одной стороны, эта тема пока не выходит на какие-то крупные мейнстримные ресурсы – это уже показатель. С другой стороны, поскольку подобного рода спекуляции все же имеют место, возникает мысль: это определенный зондаж почвы, возможно, проверка нервов белорусского руководства – мол, мы тебя контролируем. Так что если речь идет о российской пропаганде, особенно после того, как было поставлено на конвейер полное игнорирование общечеловеческих норм и производство фейков в отношении Крыма, такого продолжения ожидать можно. Информационный вброс – это термоядерное оружие Кремля. Поэтому любые тенденции, которые так или иначе касаются в том числе Беларуси, следует очень внимательно отслеживать".

Братья Довбаши спекуляции в свой адрес списывают на совесть журналистов LifeNews, которым кто-то помог "правильно расставить акценты". Тем не менее сами они утверждают, что после скандальной публикации лично к ним относительно причастности к террористической деятельности никто не обращался. Мало того, они сами вынуждены были действовать на опережение.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG