Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Про крЕдиты и аккредитацию


Как Рособрнадзор проредил университетскую грядку и кому отойдут "кормовые" специальности

Рособрнадзор продолжает сокращать число российских вузов и направления подготовки. Только за предыдущий год федеральная служба по надзору в сфере образования не выдала лицензии 168 высшим учебным заведениям. Кроме того, было приостановлено действие государственной аккредитации в 31 институте и запрещен прием обучающихся еще в 21-ом.

Каждый месяц на сайте ведомства появляются новые университеты, которые не соответствуют высоким государственным стандартам. Это может быть ​отсутствие материально-технической базы, необходимой для реализации образовательных программ, отсутствие учебной и учебно-методической документации, несоответствие уровня профессорско-преподавательского состава требованиям, определенным законодательством, разработка правил приема на текущий год по устаревшим нормативным документам и т.д.

Правда, образовательные организации могут устранить выявленные нарушения и продолжить обучение студентов. Кроме того, лишившись государственной лицензии, университет может продолжать обучение и выдать свой собственный диплом, не государственного образца. Правда, в этом случае молодые люди будут призваны в армию во время учебы, но и только.

А вот вернуть утратившее аккредитацию направление будет намного сложнее, поскольку сначала надо набрать на это направление студентов, а потом уже подавать документы. И это важный момент, поскольку значительная часть не прошедших проверку направлений - непрофильные для этих учебных заведений, но приносящие ощутимый доход. Юристы, экономисты – эти специальности по-прежнему востребованы российскими абитуриентами, и помогают вузам поддерживать менее популярные бюджетные направления. Смогут ли учебные заведения восполнить финансовую брешь в нынешних условиях – большой вопрос.

Еще одно прогнозируемое последствие – дальнейшее усиление сильных и поглощение слабых или небольших университетов. Процедура закрытия предусматривает перевод студента в другое учебное заведение на тех же условиях, что он обучался. Такое возможно в больших городах, но в регионах выбор если и есть, то не такой однозначный. В свою очередь, сильные вузы, принимая менее успешных студентов, рискуют понизить высокую планку обучения.

К этим рискам можно добавить возможность сокращения бюджетных мест по гуманитарным направлениям, поскольку в основном именно они подверглись перераспределению. Вполне вероятно, что принявшие новых студентов университеты на будущий год получат прежнее количество бюджетных мест и таким образом гуманитариев станет меньше, тогда как платное обучение подорожает.

Пока же студенты и их родители столкнулись с другими проблемами. Несмотря на 597-ой приказ Министерства образования и науки, который описывает процедуру перевода, руководство некоторых вузов пытается не только скрыть сам факт лишения аккредитации, но и помешать студентам выбрать учебное заведение самостоятельно.

Так, в Московском государственном университете леса студентам за четыре прошедших с момента отзыва аккредитации месяца не предложили никаких вариантов, хотя в приказе министерства написано, что руководство университета вместе с учредителем обязаны это сделать.

О проблемах, с которыми сталкиваются студенты лишенных аккредитации вузов, Радио Свобода рассказали председатель Всероссийского студенческого союза, руководитель правозащитного проекта "Студенческий дозор" Олег Цапко, студентка Московской Академия Предпринимательства при Правительстве Москвы Влада Вялкина и начальник отдела воспитательной работы Московского государственного лингвистического университета Юрий Наконечный.

Влада Вялкина, студентка Московской Академия Предпринимательства при Правительстве Москвы:

- Ну, сначала нам сказали, что приостановлена аккредитация на нескольких направлениях, но администрация вуза постарается это исправить. Как выяснилось, аккредитацию приостановили в октябре, а нам об этом сказали в конце ноября - начале декабря. И, несмотря на это, попросили оплатить образование. Я как староста сказала, что мы не будем платить, пока нам не вернут аккредитацию и не покажут документ.

До середины февраля мы не учились, поскольку у всех каникулы, а 28 марта нам сообщили, что вуз лишили лицензии. Правда, как теперь выясняется, лицензию забрали 17 февраля. А 2 апреля нас поставили перед фактом, что мы соединяемся с университетом «Синергия», хотя вначале предлагали три вуза на выбор - Международный университет в Москве, РосНоу и «Синергия». 90% студентов решили переводиться в Международный университет в Москве. Потому что «Синергия» отпала сразу, хотя оттуда начали звонить уже с октября. И непонятно, откуда у них твой телефон. Да, аккредитация у них есть, с лицензией все в порядке, но это вуз, где нет никакого образования. Там числится 40 тыс. студентов, но они, на мой взгляд, воображаемые.

нас не хотели выпускать из актового зала, пока мы не отдадим подписанные заявления

Интересно, что в середине марта, когда объявили, что у нас забрали аккредитацию, студентам выдали бумажку с чертой посередине - без печати, без подписи. Я говорю: "Поставьте мне печать, подпись, что-нибудь, чтобы это являлось документом". Мне сказали, что это внутреннее соглашение, касающееся только нас. Нас не хотели выпускать из актового зала, закрыли двери и сказали, что пока мы не отдадим подписанные заявления, т. е. бумажку со своей подписью, нас не выпустят. Нам удалось выйти всей группой, пока другая отвлекала. Это было так смешно! Потом позвонили и сказали, что всю группу отчислят, если мы не отдадим эти заявления.

Позже нам объяснили, что Международный университет в Москве от нас отказался, потому что там плата намного выше и группы выходного дня нет. И вот мы 2 числа приходим на учебу, и нам говорят, что нас присоединили к «Синергии». В ректорате сидит мужчина из «Синергии», который ругается на всех матом. В субботу он накричал на меня, потому что я сказала, что не надо меня переводить в их университет, что есть другой вуз, который готов нас принять.

И все это время в деканате нельзя было получить никакой информации. А сейчас сообщили, что нас никуда не возьмут, потому что сроки для перевода уже истекли, и мы попадаем только в «Синергию», которая, так сказать, вобрала в себя нашу академию. Но обучаться мы будем у тех же самых преподавателей, у которых забрали лицензию, в том же самом здании. В чем тогда смысл?

Еще сказали, что у нас у всех долг какой-то очень большой за образование. Вообще год обучения стоит 80 тыс., но долг почему-то 120?! Несмотря на то, что за первый семестр мы оплатили как минимум по 40. Непонятные какие-то долги.

Юрий Наконечный, начальник отдела воспитательной работы Московского государственного лингвистического университета:

- Когда вуз лишается аккредитации полностью или по некоторым направлениями подготовки, в силу вступает федеральный закон, который регламентирует как раз порядок перехода студентов в другие учебные заведения. Также рассматриваются варианты, когда студент со специальности, не прошедшей аккредитацию, может внутри университета попробовать перевестись на специальность, которая аккредитована.

Но здесь есть тонкость, которую многие не понимают. Она заключается в том, что существует количество кредитов, т. е. количество часов, которые студент должен посвятить предметам. В дипломе государственного образца в Лингвистическом университете, в частности, 240 кредитов. И если студент обучается на 5-м курсе и прошел уже почти всю программу, понятно, что все свои кредиты он освоил. Поэтому его перевод на другие специальности и направления подготовки усложняется многократно.

В принципе, по закону более 15 кредитов пересдавать вообще нельзя. Если расхождение на большее количество дисциплин, то вуз не имеет права перенаправлять студентов на эти направления подготовки. Поэтому проще это сделать для студентов 1-2 курсов, что и было осуществлено в МГЛИ, поскольку там разница в предметах еще небольшая. А вот перевод на 4 курсе уже является невозможным, нецелесообразным, потому что количество пересдаваемых дисциплин зашкаливает.

вас должны перевести на те же направления подготовки, как минимум, в ту же объединенную группу

Есть 957 приказ Минобрнауки, который регламентирует действия. Там говорится, что через 10 дней университет должен предоставить информацию студентам. Мы в МГЛУ предоставили через 3 дня. Потому что все мы были студентами. Многие из тех, кто сейчас занимается этими вопросами, сами родители.Кроме того, 957 приказ регламентирует, что при переводе все условия, которые у вас были на период обучения, необходимо сохранить. То есть вас должны перевести на те же направления подготовки, как минимум, в ту же объединенную группу, с теми же условиями.

В рамках МГЛУ находился Институт права, экономики и управления информацией, и там не прошли аккредитацию две укрупненные группы. Это менеджеры, экономисты, гостиничное дело. И еще на факультете немецкого языка у нас есть направление, которое тоже не прошло, это теология. Поэтому студенты старших курсов были переведены в лучшие московские вузы - РАНХиГС, РЭА им. Плеханова.

Олег Цапко, председатель Всероссийского студенческого союза, руководитель правозащитного проекта "Студенческий дозор" :

- По нашим данным, в большинстве случаев студентам предлагаются хорошие варианты. Если закрывается какой-нибудь небольшой вуз, то переводят в самые престижные, самые лучшие университеты региона.

Безусловно, в вузах в первую очередь закрываются непрофильные специальности. Хотя нам говорят, что вроде бы этого не происходит, но мы это наблюдаем. Надо помнить, что экономика и юриспруденция были такие "кормовые" специальности, их университеты открывали для того, чтобы прокормить себя и все остальные специальности. Кроме того, в 90-е годы юридическое и экономическое образование было очень востребовано. Но сегодня такие специальности присутствуют практически везде, и есть смысл проредить эту образовательную грядку.

иногда вуз попадает под эту машину просто потому, что пришло время аккредитации или поступила жалоба

Но меня больше пугает другой тренд. В прошлом году мы слышали высказывание Дмитрия Ливанова о том, что вузы, где меньше 550 студентов, предоставляют некачественное образование. И вот теперь небольшие региональные университеты начинают закрывать.Конечно, где-то это шарашкины конторы, которые, скорее, продают дипломы, а где-то это действительно хорошего уровня учебные заведения, которые, может быть, по каким-то критериям инфраструктурным, например, не всегда соответствуют стандартам. Но в этих вузах зачастую предоставляют образование более качественное, потому что со студентом работают индивидуально.

Иногда мы видим, что университет попадает под эту машину просто потому, что пришло время аккредитации или поступила какая-то жалоба, и приехал Рособрнадзор, который все нарушения и обнаружил. А в других вузах, может быть, дела намного хуже, только никто этого еще не увидел.

Что касается выбора университета при переходе, то здесь самим родителям и студентам следует быть поактивнее, не ждать предложений, а провести собственный мониторинг. Как действуют некоторые вузы? Студентам предлагают буквально 1-2 варианта, может быть, не самых лучших. Например, вы учились в нормальном университете, но эта специальность не прошла аккредитацию, и вам предлагают получить образование на тех же условиях в более скромном учебном заведении. Вот, видите, мы же соблюдаем условия. На самом деле, если бюджетный студент переводится в платный, негосударственный вуз, то в таком случае его государственное финансирование уходит туда вместе с ним.

Кроме того, достаточно известные, с хорошим брендом университеты предлагают перевести к себе, но с потерей года. Это, конечно, с точки зрения 957 приказа нарушение, но они вступают в личную переписку со студентами, т. е. формально они не участвуют в переводе студентов в рамках реорганизации. И студент принимает свое индивидуальное решение, что опять же регламентировано приказом. На самом деле вариантов много, просто не все университеты знают об этой ситуации, хотя и хотели бы принять новых студентов. Сейчас на рынке образовательных услуг очень большая конкуренция, и за каждого студента приходится бороться.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG