Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Другое время


Ляхова Виктория, 8 класс (Каменск-Уральский)
Ляхова Виктория, 8 класс (Каменск-Уральский)

"Теперь я понимаю, что на самом деле Советский Союз распался не зря – и жалеть об этом не надо".

В числе победителей конкурса библиотекарей "Время Гайдара", организованного фондом "Уроки 90-х" и Фондом Егора Гайдара, в этом году не только старшеклассники, но и ученики шестого класса из Перми. Работы этих ребят, основанные на рассказах родственников и обсуждениях в библиотеке, гораздо нагляднее показывают, какие стереотипы хранятся старшим поколением и как проще их преодолевать.

Если старшеклассники пишут, скорее, исследовательские работы, ребята из средней школы просто искренне пытаются понять, в какое время жили их родители. Этот интерес в пермской школе № 27 библиотекарь Наталья Новикова удовлетворяет с помощь материальных свидетельств – старых денежных купюр, талонов, вещей, которые можно потрогать, или вербально – как объяснить, например, выражение "выбросили мясо"? И именно такие занятия, а не сухие уроки истории, помогают шестиклассникам освоить материал, который изучают в одиннадцатом классе, причем сделать собственные выводы, а не пересказать заданный параграф.

Из сочинения Ксении Порошиной, 6 класс:

"Дедушка работал на нашем пороховом заводе, с 92-го года началось сокращение производства, потому что не нужна стала военная продукция в таком количестве, задерживали зарплату, и ему пришлось уволиться. Где он только не работал, чтобы прокормить семью, даже сторожем на автостоянке, пока не устроился в частной фирме по изготовлению мебели.

После реформ первой покупкой нашей семьи была стиральная машина. До этого моя бабушка все стирала руками, а семья у нас была не маленькая.

Как говорит моя бабушка: "Жить было нелегко, зато весело. Мы выкручивались как могли".

Я думаю, что мы должны брать пример со стойкости наших родителей, которым выпало столько испытаний".

Из сочинения Алины Орловой, 6 класс:

"С одной стороны, да, жизнь стала лучше. Нашей стране и обществу нужны были изменения. Старые устои и порядки никого уже не устраивали. Они стали какими-то бессмысленными.

С другой стороны, это всё имело и отрицательный характер. Этой информации нахлынуло слишком много, и не вся она имела положительные свойства. Ухудшилось качество продуктов, вещей. Появилась преступность. И весь этот процесс власть не могла контролировать. У правительства не было точного плана, а у людей в это время не было работы и денег. Моя семья смогла пережить это время, нашла пути сохранения. Им пришлось взять земельный участок, который был далеко от города и так зарос деревьями, что их надо было сначала выкорчевывать, а потом уж сажать картошку и другие овощи. Этот огород помогал выжить в самое трудное время (часть картошки еще продавали). Лет через десять его забросили – далеко, нет никакой речки рядом, даже питьевой воды нет. И надобность в огороде отпала.

Родители же вспоминают, что не слышали о Гайдаре положительных отзывов. Когда я им прочитала отрывок о Егоре Тимуровиче из романа "Егор", они были очень удивлены.

Я спросила родителей, хотели ли бы они жить в СССР. Не вернуться в детство, а жить сейчас, взрослыми людьми, но в Советском Союзе. Они подумали и сказали: "Ты знаешь, нет. Мы здесь уже привыкли".

Ляхова Виктория, 8 класс (г.Каменск-Уральский)
Ляхова Виктория, 8 класс (г.Каменск-Уральский)

Интересно, что старшеклассники, принимавшие участие в конкурсе, рассказывали о том, что им приходилось объяснять экономические проблемы, вставшие перед Гайдаром и их возможные пути решения родителям, которые законов экономики просто не знают. Что касается бабушек и дедушек, то здесь вступала в силу эмоциональная составляющая, поскольку объяснить человеку, что вся его трудовая деятельность ничего не значила, довольно сложно. Была еще одна категория судящих о том времени предвзято людей, о которой, правда, рассказывают сами библиотекари – это учителя истории. Порой это связано с личной обидой на прошлое, но чаще диктуется общей политикой в образовании, поэтому первое место на конкурсе пустует уже второй год – чтобы не привлекать к библиотекарям-победителям начальственного внимания.

О том, кто и почему участвует в конкурсе "Время Гайдара" рассказывает автор идеи конкурса, литературовед и общественный деятель Мариэтта Чудакова:

- Однажды профессора нескольких московских высших учебных заведений решили помочь школьникам в познании истории России, особенно ХХ века, которая сейчас дается довольно хаотично. И выбрали время, особенно трудное для преподавания - 90-е годы. Издали несколько интересных книг, очень компактных, хорошо и легко излагающих материал. И собрались раздавать эти издания учителям.

И тут я вынуждены была их разочаровать. Потому что из 100 учителей пользоваться этими книгами для работы стали бы не больше 20. Да, у нас есть совершенно потрясающие учителя, которые следят за научной литературой, но большая масса педагогов довольна инертна. Так что, предупредила я авторов, ваш труд пропадет зазря, потому что книга ( я понимаю, что мои слова прозвучат кощунственно) не является предметом производства деятельности учителя. Поэтому книгу надо давать тому, для кого она является предметом профессиональной деятельности. И если вы эти издания передадите библиотекарям, то библиотекари будут рекомендовать их читателю, просто потому, что это их задача. И в библиотеку за книгой придут те учителя, которые хотят использовать эту книгу. Я не ошиблась.

я хочу опередить бабушку, которая рассказывает первокласснику, как Гайдар ее ограбил

Потом уже возникла идея конкурса, цель которого - продвижение книг о 90-х годах к учителю истории, старшекласснику и в общество в целом. Хотя здесь нет возрастных ограничений: чем раньше ребенок начнет самостоятельно во всем разбираться – тем лучше. Потому что дети, сами того не замечая, черпают знание даже не у своих родителей, а у бабушек и дедушек. И это меня в какой-то степени подбило написать книгу "Егор" для школьников. Потому что я хочу опередить бабушку, которая рассказывает первокласснику, как ее Гайдар ограбил, и ребенок запоминает это как стереотип. То есть он ничего еще не знает, а бабушка уже сказала. Поэтому для меня было важно вовлечь в этот конкурс учеников не только старших классов.

Я придаю огромное значение подросткам. Ведь не верили, что 6-классники смогут сами написать сочинение, говорили, ну, что вы, Мариэтта Омаровна, разве в этом возрасте можно рассуждать о таких вещах? А сейчас, читая работы, мы видим, как умно, как зрело 6-классники рассуждают, в том числе об экономике. Потому что в России недооценивают детей-подростков. Я бы сказала так, что ум подростков от 12 до 14 лет недогружен. Все говорят, что они перегружены – да, но лишними вещами. Выступая на конкурсе, дети говорили, что на школьных уроках истории скучно об этом времени слушать, а когда нам библиотекарь рассказывает - нам это интересно. Они ведь всегда честно говорят, искренне. Возможно, школьники устают от самого стандарта урока, от этих 45 минут.

Вообще я всегда говорю - библиотекари последние просветители России. Я видела библиотеки от Владивостока до Москвы. И все разговоры, что дети не читают, это пустые разговоры. Там, где библиотеки работают с ребятами, там все на своих местах, и стереотипы преодолеваются в процессе обсуждения. Просто надо больше давать самостоятельности детям, а у нас их пеленают до конца. То есть нам свойственно ограждать детей от серьезных проблем, от серьезного размышления. Если прямо говорят с верхних этажей власти - не надо детям рассказывать про ГУЛАГ, про страшное, надо воспитывать патриотизм на том, как все было прекрасно. Но это нелепо, глупо, пассивный патриотизм никогда ни к чему не приведет. Патриотизм должен быть активный, чтобы стало понятно - да, в нашей стране были ужасные страницы, ужасные события, и от тебя зависит, чтобы они не повторились.

Ляхова Виктория, 8 класс (г. Каменск-Уральский)
Ляхова Виктория, 8 класс (г. Каменск-Уральский)

Девяностые в жизни моей семьи

Сочинение ученика 6 класса Максима Каменских (г. Пермь)

Для моих родителей был неожиданным развал СССР, так как всю их жизнь им говорили, что у них большая страна, но в один миг она разделилась на кусочки, словно разрезали большую бумажку на маленькие части. Жили, любили, творили, радовались. Мои родители прекрасно помнят время дефицита, как они стояли в очередях за колбасой, но брали не ту, и как их родители были разочарованы, опечалены этим. И до сии пор они не могут забыт тот голод, тот дефицит, наличие в магазинах трехлитровых банок с маринованными арбузами, баночек детского питания "Яблочное пюре" и фразу "Слава КПСС!", выложенная на витринах печеньем "Привет".

Мои родители ни чуть не чувствовали тех перемен, не могли догадаться, что их ждет другая жизнь, другое время. И, конечно, испытывают ностальгию по советским временам, но редко и с улыбкой, словно это было вчера.

если мы не будем знать правду о прошлом – что нас может ждать в будущем?

Мои родители ничего не знали об экономическом кризисе, ведь они были еще детьми, у них были другие заботы: как быстро сделать уроки, как отпроситься у мамы поиграть в футбол или сходить погулять. Я сейчас примерно в том возрасте, в каком были родители в 90-е, и тоже ничего до сих пор не знал об экономическом кризисе. Мне кажется, это неправильно, надо рассказывать ученикам про СССР и девяностые годы, потому что все взрослые вспоминают о том, как было хорошо в те времена, а на самом деле, оказывается, хорошего было не так уж много. Если мы не будем знать правду о прошлом – что нас может ждать в будущем? Может быть, даже повторение тех ужасов, а этого допустить нельзя.

Родители провели 90-ые годы так же, как многие из людей. Они жили не бедно, но и не богато. В семье мамы помогала коровка Золушка, свой огород. А отец моего папы, мой дедушка, работал на градообразующем предприятии, руководство которого заботилось о своих сотрудниках, сохраняя социальный пакет и своевременную выплату зарплаты. Поэтому кризис 90-ых коснулся их не очень сильно.

После реформ мои родители купили шапку моей маме, чтобы ей было тепло зимой, а папе на 16 лет музыкальный центр "JVC", который стоил 370$, а он все еще стоит и хорошо работает.

Я могу сказать, что мои родители пережили девяностые годы довольно легко. А значит, таких семей было немало. И обвинения "Гайдар ограбил народ" несправедливы. Плохо, что почти никто не знает об этом. Я хотел бы, чтобы книгу М.Чудаковой "Егор" включили в школьную программу, потому мы о СССР знаем со слов взрослых только хорошее и начинаем верить, что это так и было. Теперь я понимаю, что на самом деле Советский Союз распался не зря – и жалеть об этом не надо.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG