Ссылки для упрощенного доступа

Специалист по крышечкам


Gevorkyan Nataliya
Gevorkyan Nataliya

Зачем поить допинговым коктейлем, мухлевать с пробами мочи, ставить под удар будущее спортсменов и не только их будущее? Ради чего? Министр спорта Мутко оправдывается и в конце концов сдает спортсменов, перекинув ответственность за разразившийся допинговый скандал с руководства спорта на них. "Нам очень жаль, что спортсмены, пытавшиеся обмануть нас и мир, не были пойманы раньше", – напишет Мутко в колонке в Sunday Times, забыв, видимо, что накануне назвал абсурдом и наездом на российских спортсменов статью в New York Times c обильными и подробностями от "первого лица", бывшего главы российской антидопинговой лаборатории.

Бесстыдство заявления "обманутого" спортсменами Мутко, правда, хуже слепого отрицания и нападок на коварный Запад. По-человечески, это даже ниже и позорнее манипуляций с допингом. Всегда слаб и низок начальник, перекладывающий в кризисной ситуации ответственность на других. Да, есть спортсмены, которые используют допинг. Но эта история не об отдельных спортсменах, а о продуманной логистически и технически системе подмены данных. И продумывали это не спортсмены. Вряд ли кто-то поверит, что спортсмены по собственной инициативе и за собственные деньги наняли фээсбэшника, который тихо ходил по антидопинговой лаборатории, а потом тайком забирал закупоренные бутылки с пробами мочи в какую-то свою лабораторию, где нашли способ незаметно откупоривать и закупоривать специальные крышечки, чтобы обеспечить в нужный момент подмену проб. Спортсмены вместе с ФСБ придумали, как бы обмануть мир, а заодно и руководство российского спорта. Ну, конечно!

Образ фээсбэшника с мочой какой-то совершенно кинематографический, как и вся история, с невероятными деталями рассказанная бывшим начальником антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым New York Times. Как и сам этот Родченков, который наряду со своими антидопинговыми обязанностями еще немного вышивает – придумывает допинговую смесь из метенолона, тренболона и оксандролона, опробует на себе и дает спортсменам по специальной методике с "Чивасом" или "Мартини". Breaking Bad отдыхает.

Этот скандал не уступает Panama Papers. Но зачем все это делалось? Зачем было так рисковать? Ради какой великой цели? Чтобы гарантированно победить? Чтобы взять тринадцать золотых медалей? Наши спортсмены не способны победить без допинга?

Вся описанная американской газетой история относится главным образом к Олимпийским играм в Сочи. С самого начала, с момента выступления Путина на 119-й сессии МОК в 2007 году это была его Олимпиада. Я помню заголовки газет: "Олимпийская победа Путина". Помню, что писали после игр: "Нельзя забыть про еще одного победителя, скромно стоявшего не на пьедестале почета, а на трибунах. Эксперты уверены: без президента России Владимира Путина и его веры в победу успех российской сборной просто не смог бы состояться".

Владимир Путин окружил себя людьми, обладающими одним безусловным достоинством, присущим хорошим слугам, – умением считывать желания хозяина

Вот уж точно. Все, что задумывалось и исполнялось за кулисами тихим специалистом по крышечкам и сотрудниками антидопинговой лаборатории, было сделано ради одного человека. Одного. Он не мог остаться разочарованным, потому что это были его Олимпийские игры, потому что он – про спорт, он это любит. Попутно, конечно, звонким победами российского спорта радовались зрители и болельщики, но и их радость отраженным светом падала на того единственного, добившегося для России Олимпийских игр. Ради его веры в победу по ночам в лаборатории тайно химичили с мочой, а будущие победители пили допинговые коктейли с виски. Знал ли он об этом, было ли рвение слуг само собой разумеющимся или превзошло даже его фантазии? Тень Путина нависает над этой историей априори, как в "Панамских бумагах" его тень априори маячит за спиной Ролдугина. Россия – это Путин, как заметил господин Володин. Россия должна была всех "сделать" на тех Олимпийских играх, в которые было столько вложено и которые проигнорировали лидеры ведущих мировых стран. Еще и поэтому сочинские Олимпийские игры просто обязаны были стать триумфальными, незабываемыми. И триумф российских спортсменов автоматически прочитывался как триумф Путина, как его личная победа.

Как будто можно остановить мгновение: вот сейчас и здесь, именно сейчас и здесь ему нужна грандиозная победа, и ради этого можно все. А потом – концы в воду, и никто ничего не узнает. Но узнали же. Все концы в воду тоже не получилось. И теперь человек, который мешал коктейли, подменял пробы и уничтожал их, сидит где-то в Нью-Йорке или в Лос-Анджелесе и рассказывает миру, как это было. Про фокусника из ФСБ, про то, как, что и когда он обсуждал с замминистра спорта, курирующим "допинговую программу", как именно и почему подменялись пробы. Он рассказывает не о том, что слышал, а о том, что делал сам. В сущности, это признательные показания. Об этом же рассказывают CBS его подчиненный с женой-спортсменкой, которая принимала допинг, есть скрытая съемка и запись разговоров cотрудника лаборатории с Родченковым, где куча подробностей, и еще одной спортсменки, которая пила коктейль с "Мартини". И это только начало истории, потому что впереди серьезное расследование Всемирного антидопингового агентства и ФБР.

Владимир Путин окружил себя людьми, обладающими одним безусловным достоинством, присущим хорошим слугам, – умением считывать желания хозяина. И лишь эти желания стали для них законом. Ради минутной радости и гордыни одного-единственного человека на карту были поставлены судьбы и будущее тысяч российских спортсменов. Эта история именно об этом: как ради удовлетворения лидера безгранично раздвигаются границы дозволенного и просто разумного. Как теряется ощущение реальности и хозяином, и слугами, и из всех рисков единственно существенным остается риск разочаровать главного. Все остальное – мелочи.

Меня не удивляет услужливость чиновников. С этим все понятно. Они именно по этому принципу и подобраны. Меня не устает удивлять в нынешнем российском руководстве это странное неумение или нежелание правильно посчитать риски и задуматься о последствиях собственных решений, о том, что жизнь не заканчивается сегодня и не закончится вместе с ними. Им как будто кажется, что завтра нет, не говоря уже о вечности. "Что будет там, о том мне нет заботы".

И это неумение или нежелание, или невероятная самонадеянность с какой-то поразительной частотой аукаются в последнее время. Не через десятилетия, не многие годы спустя, не "после Путина", а всего-то через два года желанный триумф воли в Сочи-2014 в считаные дни растворился в пробирке с мочой. Как допинг в виски. Но с обратными последствиями.

Наталья Геворкян – журналист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG