Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Дети как гибкая сущность


Репродукция картины Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня", 1912 год
Репродукция картины Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня", 1912 год

Почему современные дети романтические отношения заводят раньше, взрослеют позже и главную цель видят в том, чтобы быть успешными

В Центре исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики стартовал проект по наблюдению за школьниками, аналогичный проекту Д.Б.Эльконина и Т.В.Драгуновой, который проводился в 1967 году.

На материале данных включенного наблюдения за пятиклассниками исследователи попробовали сравнить чувство взрослости, отношения школьников со сверстниками и взрослыми и проследить трансформацию учебной мотивации.

В обоих случаях рассматривались сильные школы, однако оказалось, что современные ученики гораздо больше настроены на достижение личной академической успешности, будь то школьные уроки или дополнительные занятия. В то же время они менее самостоятельны в обыденной жизни, хуже ориентируются в пространстве города и практически не имеют обязанностей по дому.

О первых результатах “ремейка” исследования 60-х годов Радио Свобода рассказали аналитик Диана Королева, научные сотрудники Анастасия Нисская и Александра Бочавер, Центр исследования современного детства Института образования ВШЭ.

Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования ВШЭ:

- Нам показалось удивительным, что современные подростки гораздо в большей степени похожи на первоклашек, на второклашек, чем на подростков в трудном переходным возрасте, с какими-то негативными проявлениями, чего мы от них, собственно, ожидали. Наверное, это признак некоторой инфантилизации. Как взрослые сегодня становятся взрослыми чуть позже, так и у ребят начало этого пути, видимо, отсрочено.

Мне кажется, тут влияет то обстоятельство, что сейчас и перед взрослыми лежит огромный веер выборов. Скажем, профессиональное самоопределение, которое теперь происходит на протяжении всей жизни. И старший подростковый возраст, с этой точки зрения, не наступает никогда. Поэтому и подростковые конфликты будут уже другие, не просто отказ от старой родительской модели поведения. И качественно другие показатели взросления возникнут, и кризисы станут проявляться иначе.

старший подростковый возраст теперь не наступает никогда

Этих ребят фактически не наделяют домашними обязанностями, потому что родители ставят на первое место приоритет учебы и лишают детей возможности попрактиковаться в каких-то простых и полезных вещах. И дети сталкиваются с некоей ситуацией беспомощности, когда оказываются с неготовым обедом одни дома, например. И это очень контрастируют как раз с 60-ми годами, когда ребята много времени проводили дома одни или с друзьями. Они умели готовить, гуляли сами по себе, ночевали одни, потому что родители уезжали в командировку. Вот этот бытовой аспект очень сильно изменился.

На самом деле у современных ребят есть обязанности, но все они лежат в академической сфере. Бесконечное количество дополнительных занятий, и при этом ценность этих достижений настолько высока, что у них даже не возникает мысли, что от этого можно отказаться. То есть их главная обязанность теперь – быть успешным.

И редкие эпизоды поддержки друг друга в академических достижениях точно маркируют их отношения между собой. Если они поддержали успех товарища, значит, он близкий друг. Нельзя сказать, что полностью отсутствуют дружеские отношения в чистом виде. Там есть, конечно, дружеские связи и достаточно нежные, и крепкие. Но и мотив личной успешности очень сильный.

Другой феномен, который характеризует современную жизнь детей и подростков - отсутствие горизонтального лифта. Между детьми 10 лет и 15 лет не происходит общения, нет пространства, где они могли бы взаимодействовать, нет разновозрастной дворовой компании. Они либо внутри своего возрастного пласта, либо выходят ко взрослым, которые им что-то сверху навязывают. Минимальные изменения, которые они наблюдали бы – как ведет себя Петя, которому 15 лет, или Володя, который пошел в армию, такие примеры для подражания теперь отсутствуют. Остаются только взрослые, которые сами по себе не очень открыты и контактны.

Диана Королева, аналитик Центра исследования современного детства Института образования ВШЭ :

- Даже в одном классе дети довольно разные - есть подростки и ребята, которые еще только переходят в этот период. Была одна девочка, довольно развитая и физически, и психологически, которая сказала, что она взрослая, потому что у нее много мальчиков.

Если в 60-е годы существовали некие ограничения, например, в исследовании есть завуалированно описанная история, когда мальчики обидели девочек. Но даже нам непонятно, что же там такое случилось с этими мальчиками и девочками на самом деле. Есть описание нежной дружбы мальчиков и девочек, но опять-таки любовь, первый поцелуй или что-то в этом роде не обсуждается.

В этом плане сегодня у нас есть возможность посмотреть, например, на их социальные сети и что-то увидеть там. С другой стороны, они и в школе свои отношения демонстрируют более открыто. Хочется объяснить это повышением общей терпимости и толерантности, но, боюсь, это не совсем так. Скорей всего, сейчас действительно смещаются границы публичного, сокровенного. У меня ощущение, что, поскольку это не вызывает насмешки окружающих, то становится допустимым и демонстрирует взрослость как наблюдающих, так и самих влюбленных.

Пятьдесят лет назад был очень силен дух патриотизма, пионерии и т. д. Это видно по товарищеских судам, когда ребята защищают или нападают на какого-то школьника, говоря, что он плохой пионер или плохо учится. Что там происходило внутри, насколько пионерская организация, патриотизм были действительно важны для участников, мы не знаем.

в среде школьников сейчас смещаются границы публичного и сокровенного

В нашем классе возникла история, которая была связана с выборами старост и президента класса, аналогию которой можно найти в книжке про выборы участников пионерского похода. Сам накал и тон, которым дети обсуждали эти два события, сегодня и вчера очень разные. Сегодня это проходило неформально, с юмором, несмотря на то, что принималось достаточно важное решение. А по данным из книги выходило, что правильные пионеры не берут двоечников в поход.

И когда у нынешних школьников случалось какое-то общее переживание, это были объятия, шум, выкрики, довольно бурные положительные эмоции. Конечно, не у всех, поскольку часть детей более спокойная, но мы имели возможность увидеть весь спектр.

Была такая специальная точка нашего интереса – тактильные отношения. Мы ожидали, что их не будет или будет мало, но они были. Правда, со стороны педагогов здесь наблюдается полная выхолощенность.

Еще мы задавали вопросы, что подростки делают в Интернете, в соцсетях, есть ли их там родители, какими гаджетами они пользуются. Есть у них навыки, аналоги которых очень сложно найти в исследовании 50-летней давности, например, ведение видеоблога. Есть ребята, которые активно ведут социальную жизнь с фотографиями, селфи, статусами и прочим. Как их с родителями сравнить?

правильные пионеры не берут двоечников в поход

Очень интересно анализировать группу класса, которая в основном состоит из неформальных лидеров, тех, кто в очном режиме являются лидерами. Их аккаунты намного более проработаны, чем у детей, которые по внешнему наблюдению находятся еще в стадии перехода к подростковому возрасту. И в то же время есть девочка, очень активная в социальной сети, у ее видео блога порядка 300 подписчиков, но она в классе, согласно социометрии, находится на последних позициях. Дети не хотели бы с ней, например, сидеть или дружить. Здесь обратная ситуация.

Вообще, современные ресурсы позволяют сохранять дружеские связи, которые раньше рушились с переходом из школы в школу, из класса в класс, с переездом. Насколько иллюзорно, что у меня много друзей, я могу к ним обратиться? Это хороший вопрос, исследовательский, но возможность сохранять близких друзей, даже находясь на расстоянии, поддерживать связь, видеть какие-то новости и обновления, создает новые отношения.

Один из кумиров у части наших школьников - Катя Клэп, которая ведет свой блок, зарабатывая на этом. Однако у детей очень разные интересы: спортсмены, футболисты у мальчиков и музыкальные исполнители у девочек. Футболисты, правда, не российские. Разумеется, в числе кумиров герои телевизионных сериалов, опять-таки не российских и не совсем детский, я бы сказала. Что касается музыкальных исполнителей, то это попса, в том числе и российская.

Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования ВШЭ:

- Я бы сказала, что школа достаточно консервативный социальный институт. И он не так сильно изменился за 50 лет по сравнению с детьми. Дети более гибкая сущность. С другой стороны, мы живем в мире множественности, и школьное пространство не исключение. Учитель теперь, скорее, является носителем идей насчет того, как правильно должен себя вести ученик. А у учеников свое собственное представление. Учитель транслирует идею про Первый канал, а дети говорят про ВВС. Потому что их родители смотрят ВВС, и они замечают некоторые нестыковки .

Эта множественность – очень важно с позиции наблюдателя. В 60-е годы советская психология была очень закрытой. Существовала одна доминирующая идея о том, как происходит взросление, и наблюдатели старались найти подтверждение верности этой идеи. По крайней мере, они верили в нее. Сейчас, когда мы понимаем, что есть много разных идей насчет подросткового возраста, его смысла и временных границ, нельзя так уверенно говорить о том же самом.

возраст романтического поведения переходит в начальную школу

Все школы теперь ориентированы на тестирование, на формальные прохождения этапов. Задача педагогическая – натаскивание детей на эти самые тесты – уходит в большой степени из сферы персональных отношений между учениками и учителями. Это тоже отличается от предыдущего опыта советской и постсоветской школы. Современные дети вынуждены где-то еще искать взрослых, чтобы выстраивать с ними доверительные отношения, либо привыкать к тому, что найти такого взрослого непросто.

Еще оказалось, что нашим подопечным по большей части приятнее в детстве. Им кажется, что это период свободы, беззаботности, что взрослые всегда серьезные, не шутят, у них чувство юмора исчезает.

Мне кажется, что происходит некое разделение поведения очного, школьного реального, и поведения в соцсетях. В соцсетях ребята ведут себя значительно более раскованно, вульгарно (как привычно мы воспринимаем подростковое поведение). Еще я заметила, что возраст романтического или псевдоромантического поведения понижается, переходит в начальную школу. И не совсем понятно, про что это, поскольку такое поведение не синхронизировано с созреванием физиологическим. Похоже, что такое поведение копируются со взрослых, поскольку СМИ пропитаны всяческой эротикой.

В качестве тренда в наблюдаемом классе я бы определила локальную победу амбиций над личными отношениями. Они свои собственные желания, собственную потребность в тепле, в контакте вытесняют за счет соперничества в учебном процессе. И такая конкурентность зачастую побеждает отношения дружеские или романтические. Они еще маленькие, но их уже готовят к тому, что они будут дипломатами, например, или директорами крупных организаций. Они пока берут такую задачу. Мы не знаем, чем это закончится.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG