Ссылки для упрощенного доступа

Депутаты протирают звезды


Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук
Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук

Строительство вокруг Пулковской обсерватории делает невозможными многие астрономические наблюдения

Петербургский парламент принял в первом чтении законопроект о предоставлении государственной Пулковской астрономической обсерватории (ГАО РАН) права согласовывать строительство на территории ее защитной парковой зоны. Если законопроект будет принят, возможно, это спасет астроклимат обсерватории, который в последние годы стремительно ухудшается.

44 депутата проголосовали за принятие законопроекта, призванного защитить парковую зону обсерватории от беспорядочной застройки. По иронии судьбы, сама эта зона носит название защитной, но теперь именно она и нуждается в защите. На самом деле, строить здесь вообще ничего нельзя, кроме садовых домиков площадью 3 на 4 квадратных метра на огородах, существовавших здесь еще с царских времен. Огороды и кустарники для обсерватории чрезвычайно полезны – они создают особую подстилающую поверхность, благотворно влияющую на астроклимат, на прозрачность воздуха. А жилая и любая иная застройка астроклимату вредит, что прекрасно понимал еще император Николай I, по чьему указу обсерватория и была основана в 1839 году. У императора хватило здравого смысла послушаться астрономов и издать еще один указ – запрещающий всякое строительство на Пулковской горе и в ее окрестностях на расстоянии трех верст от здания обсерватории. Запрещение промышленного и крупного жилищного строительства в трехкилометровой зоне вокруг обсерватории было подтверждено и в советское время – указом Совнаркома от 11 марта 1945 года, а после распада СССР – распоряжением Комитета по градостроительству от 20 декабря 1996 года.

Разрушенная Пулковская обсерватория в январе 1944 года
Разрушенная Пулковская обсерватория в январе 1944 года

Но городское правительство времен губернаторства Валентины Матвиенко не посмотрело на этот запрет – 90% окрестных земель было распродано, хотя законность этих сделок неоднократно подвергалась сомнению. Были и уличные протесты против застройки защитной зоны, были написаны письма на имя высшего руководства города и страны, где говорилось о том, что любое крупное строительство на Пулковских высотах незаконно, что вместо того, чтобы способствовать модернизации обсерватории, городские власти способствуют захвату ее защитных земель под застройку, для которой даже не предусмотрена инфраструктура. Действительно, если в охранной зоне Пулковской обсерватории будут реализованы все намеченные проекты, научные исследования могут просто прекратиться из-за резко ухудшившихся экологических условий, так что обсерваторию в конце концов придется закрыть или перенести в другое место.

Эта угроза вполне реальна – ведь генплан Петербурга 2005-2008 годов позволяет в самые ближайшие годы застроить парковую зону. Многие земли сельскохозяйственного назначения уже переведены в общественно-деловые или жилые, что сделало возможным строительство Конгрессно-выставочного центра "Экспофорум" и нескольких жилых комплексов – "На Царскосельских холмах", "Планетоград", "Пулковские высоты". А еще в защитную парковую зону вторгается платная скоростная автодорога Петербург – Москва, предполагающая мощное освещение в ночное время, которое тоже помешает наблюдению за звездами. Часть проектов вызывает вопросы и в связи с неучтенными воинскими захоронениями времен Второй мировой войны: в этих местах шли ожесточенные бои, на Пулковских высотах есть официальные воинские захоронения, но есть и незахороненные солдатские косточки, строить на которых тоже нельзя.

Один из планов застройки защитной зоны обсерватории
Один из планов застройки защитной зоны обсерватории

Говорит заведующая лабораторией астрометрии и звездной астрономии, кандидат физико-математических наук Елена Рощина:

– Пулковские высоты, благодаря своему расположению, обладают особым микроклиматом, который позволяет делать высокоточные наблюдения. Сейчас, хотя некоторые объекты нам уже мешают своим светом, мы можем наблюдать звезды до 20-й звездной величины – это очень тусклые звезды или тела Солнечной системы. Наши астрометрические наблюдения сравнимы по точности с наблюдениями телескопа Hipparcos, в 2010 году работа по пулковским наблюдениям – определение параллаксов звезд низкой светимости – была признана достижением Академии наук по астрономии. Результаты наших наблюдений постоянно публикуются, они востребованы в смежных областях науки, например, в звездной механике, а некоторые из них имеют стратегическое значение для космической отрасли. Вот только один пример: один из наших телескопов – зеркальный астрограф ЗА-320 – это лидер среди российских обсерваторий по мониторингу опасных астероидов. Он делает почти половину наблюдений в России за небесными телами, сближающимися с Землей. Кроме того, у нас наблюдают транзиты внесолнечных планет, искусственные спутники Земли и космический мусор, проводят поиск у звезд невидимых спутников, например, черных дыр, белых и красных карликов, определяют положение спутников больших планет, комет, астероидов и наблюдают двойные и кратные звезды. Все эти наблюдения очень важны: например, наблюдения спутников больших планет необходимы для создания и уточнения теории движения тел Солнечной системы, которая снабжает предвычисленными положениями небесных тел космические миссии. Среди планируемых космических миссий могу привести в пример планируемый полет к Юпитеру – предполагается участие зонда Роскосмоса в полете на спутник Юпитера Ганимед, ориентировочно запуск запланирован на 2020 год. Пулковские инструменты активно участвуют в международных астрометрических программах, это очень ценные наблюдения, они делаются раз в несколько лет, например, у Юпитера – раз в 6 лет. В это время с Земли можно получить данные, сравнимые по точности с данными космических телескопов. На Пулковской наблюдательной площадке сейчас работают пять астрометрических инструментов, некоторым из них уже больше 100 лет, например нормальному астрографу, установленному в 1893 году. Наш 26-дюймовый рефрактор – чемпион по пулковским наблюдениям, это полностью автоматизированный робот-телескоп с системой мониторинга погоды, так что в присутствии человека он не нуждается: специальная система распознает, что на небе появились звезды, дает сигнал, открываются створки, и телескоп начинает наблюдать. Таким образом, удалось поднять количество наблюдений до 140 ночей в год.

Что же влияет на качество этих наблюдений, почему для них так важен микроклимат места, где находится обсерватория?

Если атмосфера нестабильна, изображение звезды как будто пляшет, если есть фоновые засветки неба, слабые звезды мы просто не можем рассмотреть

– Когда свет звезды проходит через толщу воздуха, он претерпевает изменения. Если атмосфера нестабильна, изображение звезды как будто пляшет, если есть фоновые засветки неба, слабые звезды мы просто не можем рассмотреть. Именно поэтому так важно не размещать на территории вокруг обсерватории объекты, которые ведут к засветке неба, к возмущению атмосферы тепловыми потоками, а также к загрязнению атмосферы пылью, аэрозолями и другими веществами. Мощным антропогенным фактором, влияющим на астроклимат, является искусственный свет, ведущий к увеличению яркости неба и уменьшению проницающей силы телескопов. Фоновая засветка неба происходит и от отраженного света. Пусть даже сильный фонарь направлен вниз, все равно свет будет отражаться в верхнюю полусферу, а коэффициент отражения будет зависеть от грунта – асфальта, земли, льда или снега. Пыль и аэрозольные частицы поднимаются вверх до 800 метров и ведут к уменьшению прозрачности атмосферы и уменьшению точности позиционных наблюдений.

Вид на корпус Пулковской обсерватории осенью
Вид на корпус Пулковской обсерватории осенью

Инженер лаборатории астрометрии и звездной астрономии Александр Шумилов обращает внимание на то, что защитная парковая зона Пулковской обсерватории играет важную роль не только для этого научного учреждения, но и для всей системы городских защитных зон.

– Эта зона – не прихоть астрономов, она действительно обеспечивает точность наблюдений. Существует ряд нормативных документов, которые регламентируют существование такой зоны. Главные из них – постановление Совнаркома 1945 года, затем постановление Ленгорисполкома, постановление КГА 1996 года № 833 и статья 761 о правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) 2009 года. Высшей юридической силой обладает постановление Совнаркома, соответственно, все остальные документы не должны ему противоречить. Это важный момент, потому что в постановлении КГА 1996 года защитная парковая зона была отображена неправильно – в виде круга с радиусом 3 километра, если считать за центр музей обсерватории. В документах советского периода такой формулировки нет, поэтому ГАО РАН направила свое предложение по внесению корректировок в ПЗЗ – чтобы защитная парковая зона отображалась так же, как она отображается в текущей версии Генерального плана Петербурга. Но защитная зона – это не только территория, но и регламент, который должен сохранить на этой территории астроклимат. Ученые обсерватории провели серьезную работу по уточнению этого регламента – ведь современные средства астрономической техники отличаются от тех, которые у нас были еще 20 лет назад. Был выработан список обязательных ограничений для защитной парковой зоны – по засветке, по тепловым потокам, идущим от котельных и от самих зданий, которые у нас зимой отапливаются. А зима для астрономических наблюдений – очень продуктивное время, так что этих потоков допускать нельзя. Как и загрязнений воздуха – это могут быть и частицы стертых шин автомобиля на скоростной автостраде, и пар из труб котельных, как больших, так и малых, – все это современный регламент запрещает. Исходя из этого, ученые определили не только допустимые степени воздействия на атмосферу, но и проистекающие из них допустимые виды строительства. Список этих видов был составлен и передан обсерваторией в качествен предложения для внесения в правила землепользования и застройки. В частности, обсерватория ни в коем случае не приемлет высотную застройку, высотный регламент, определенный учеными, – не более 12 метров, площадь застройки не должна превышать 300 метров единым пятном, не допускается скученность зданий – минимальное расстояние между ними – не менее 100 метров.

Александр Шумилов подчеркивает, что Пулковская обсерватория является единственной обсерваторией в мире, которая ведет успешные наблюдения в черте 5-миллионного мегаполиса. Он приводит в пример крупные европейские обсерватории – Парижскую, Берлинскую, Будапештскую, которые в свое время не уделили должного внимания своим защитным зонам и теперь вынуждены заниматься только учебными наблюдениями и музейной деятельностью.

Наблюдения, проводимые в Пулковской обсерватории, всегда имели очень большое оборонное, стратегическое значение, поскольку здесь определяется не только положение небесных тел, но и точные координаты места, где находится обсерватория. В защитной парковой зоне после проведенного благоустройства можно видеть ступенчатую дорожку – символический Пулковский меридиан. По словам заведующего сектором геодинамики Виктора Горшкова, в обсерватории с 1904 года работает инструмент для определения астроклимата, непрерывность его работы позволила установить, что за столетие точность наблюдений сильно ухудшилась.

– Мы хотим возродить определение широты и долготы обсерватории с целью совместить их с глобальной спутниковой системой, как российской, так и западной. Это дает возможность определять как геодезические координаты, так и астрономические, а разность этих координат дает наиболее точную оценку гравитационных аномалий. Эти данные очень востребованы Министерством обороны, атомными станциями и другими крупными объектами.

Ученые обсерватории уже определили ущерб для своих наблюдений, если будет застроен участок защитной зоны к югу от учреждения, то есть если будут построены жилые комплексы "Планетоград", "На Царскосельских холмах" и реализованы другие проекты. Население новых жилых массивов составит несколько сотен тысяч человек, это несколько таких городов, как Пушкин. Специально построенная модель яркости неба показала, что если сейчас ученые могут наблюдать звезды 20-й величины, то в случае застройки и заселения защитной парковой зоны яркость неба составит всего 15,5 звездных величин. Таким образом, будет потеряна половина научных программ, часть которых входит в госзадание и имеет огромное значение для страны. Ученые Пулковской обсерватории – реалисты, они понимают, что город наступает и компромиссы неизбежны, но они не могут допустить, чтобы обсерватория перестала быть обсерваторией.

На это и направлен законопроект, принятый в первом чтении депутатами петербургского Законодательного собрания. Его смысл разъясняет депутат Борис Вишневский.

У застройщиков есть большое желание построить вокруг побольше и повыше, с красивым видом с Пулковских высот, чтобы продать подороже

– Смысл внесенного законопроекта очень простой: до получения всех необходимых согласований от Пулковской обсерватории, которая является объектом культурного наследия и важнейшим научным учреждением, не будет возможна выдача градостроительных планов в защитной садово-парковой зоне обсерватории. У застройщиков есть большое желание построить вокруг побольше и повыше, с красивым видом с Пулковских высот, чтобы продать подороже. В результате причиняется огромный вред обсерватории, качеству наблюдений. Как сказано у Стругацких в повести "Второе нашествие марсиан", кое-кому надо обломать рога и отполировать мослы. Короче говоря, нет строительству вокруг Пулковской обсерватории, если она с этим не согласна.

Депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский
Депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский

У Бориса Вишневского нет иллюзий насчет того, что закон – если он пройдет второе и третье чтения в парламенте – будет потом неукоснительно соблюдаться, но с его принятием у ученых, по крайней мере, появится инструмент для спасения Пулковской обсерватории. В одной из сказок известного детского писателя Сергея Козлова про Ежика и Медвежонка Ежик по ночам залезает на сосну и протирает звезды от пыли. Возможно, новый закон как раз и послужит для "протирания" звезд над Пулковскими высотами – чтобы они не теряли яркости.

XS
SM
MD
LG