Ссылки для упрощенного доступа

Отсидеться за стеной


Знаменитый кленовый сироп появился на американском столе не от хорошей жизни. Это обстоятельство стало реакцией на принятый британским парламентом в 1764 году Закон о сахаре, облагавший высокой пошлиной сахар, ввозимый из французской, испанской и голландской Вест-Индии. Лондон хотел заставить американцев покупать беспошлинный, но монопольно дорогой английский сахар, однако американцы научились у индейцев выпаривать сироп из кленового сока. В 1773 году парламент принял аналогичный Чайный акт, и активисты движения за независимость учинили Бостонское чаепитие, побросав в воду тюки с английским чаем.

Война за независимость, которая в США называется Американской революцией, началась именно из-за свободы торговли. Лондон был для североамериканских колоний тем самым "Брюсселем", о диктате которого сегодня кричат на всех углах сторонники Брекзита. Принципиальная разница, однако, в том, что колонии не выбирали членов парламента. Их лозунгом были слова "Нет представительства – нет налогов". Когда выяснилось, что лишенные защиты британского флага американские торговые суда в Средиземном море становятся легкой добычей корсаров Северной Африки, Америка построила военный флот и решила проблему и для себя, и для европейцев.

В доктрине национальной безопасности США принцип свободы торговли занимает важнейшее место, его считают самым лучшим, самым эффективным инструментом демократизации репрессивных режимов. В этой позиции бывали срывы, но они всегда имели дурные последствия для американской экономики. И иммиграцию ограничивали – то китайскую, то из Восточной Европы, то не пускали в страну неблагонадежные элементы. Но всякий раз оказывалось, что стране нужны руки, мозги и таланты иммигрантов. Именно неблагонадежные элементы из Европы развернули в США борьбу за трудовые права, добились запрета детского труда, восьмичасового рабочего дня, оплачиваемого отпуска, пенсий.

И вот сегодня Америка, глядя на заразительный пример бывшей метрополии, мечтает отгородиться от мира Великой мексиканской стеной, ввести протекционистские тарифы, "забрать обратно" рабочие места, которых она лишилась вследствие глобализации. Дональд Трамп уже и о канадцах высказался презрительно, предложив построить стену и на севере. В ответ премьер-министр Канады Джастин Трюдо назвал его расистом и воспретил въезд на территорию своей страны. Трамп специально отправился в Лондон накануне референдума, чтобы оттуда поздравить британцев с обретением независимости. При этом, правда, звуки волынок ехидно напомнили ему, что Шотландия проголосовала против выхода из ЕС.

Дэвид Кэмерон, назначая референдум, был уверен в положительном для себя результате. Так и сегодня в Америке многие почему-то уверены, что Трамп ни при каких обстоятельствах не станет президентом

Чем не угодил Евросоюз британцам? Водораздел между евроскептиками и евроэнтузиастами проходит отнюдь не по партийным линиям. Чуть более года назад консерваторы во главе с Дэвидом Кэмероном одержали уверенную победу на всеобщих выборах, однако залогом этого успеха стало его обещание провести референдум. Разгром лейбористов повлек за собой кризис руководства, и в итоге лидером партии был избран симпатизант Путина Джереми Корбин. Корбин агитировал избирателей против выхода из ЕС, но делал это как-то подозрительно вяло. Именно электоральная база лейбористов проголосовала за Брекзит.

Мы станем свидетелями взлета Партии независимости Соединенного Королевства во главе с ее вождем Найджелом Фаражем, откровенным рупором кремлевского агитпропа. А пост премьера королева предложит занять, всего вероятнее, вождю британских евроскептиков Борису Джонсону. Европейское поветрие, добравшееся теперь и до Британских островов, можно называть национализмом, можно нативизмом – суть от этого не меняется. Это ксенофобия, ненависть к чужаку, которого так легко объявить виновником всех бед и неудач. Это единственная реальная причина Брекзита. На Руси во время холерных бунтов толпа первым делом убивала лекаря-чужеземца. Вот и теперь во всем виноват понаехавший араб, поляк или мексиканец. Отсидеться за стеной могло быть хорошей идеей в древности, да и тогда стены никакое царство не спасли.

После всей беспардонной трампонады, которой уже год развлекает публику главный кандидат республиканцев, от кандидата демократов ждешь понимания необратимости и благотворности глобализации. Но Хиллари Клинтон следит за опросами, где американцы отдают предпочтение Трампу в решении экономических проблем, и начинает играть на его поле. В бытность госсекретарем она была энергичной сторонницей Транстихоокеанского партнерства, но теперь обещает не дать в обиду американского рабочего и пересмотреть условия этого и других соглашений о свободной торговле – потребовать от зарубежных партнеров, чтобы они ввели у себя американские зарплаты.

Дэвид Кэмерон, назначая референдум, был уверен в положительном для себя результате. Так и сегодня в Америке многие почему-то уверены, что Трамп ни при каких обстоятельствах не станет президентом.

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG