Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

У Арнетта Кобба не было проблем с травой или же иной дурью, но он страдал и страдал кошмарно от проблем с позвоночником. Джордж Ширинг родился в многодетной пролетарской семье в Лондоне, а в 2007 году был посвящён в рыцари Британской империи за выдающиеся заслуги в области музыки.

У него была кличка «Бешеный человек тенор-саксофона». Он принадлежал к техасской школе игры, как и его коллега и друг Иллиной Джэкет. Его полное имя Арнетт Клиофюс Кобб и появился он на свет в том самом Хьюстоне, штат Техас 10 августа 1918 года. Годы учебы были посвящены фортепьяно и скрипке, но в итоге он выбрал тенор-саксофон. Он дебютировал в пятнадцать лет в оркестре ударника Франка Дейвиса, затем перешел к трубачу Честеру Буну (1934-1936 гг.). С 1936 и по 1942 он играл у трубача-самоучки Милта Ларкина, и он заменил великого Иллиноя Джэкета в оркестре Лайонела Хэмптона в 19 47 году. Он не скрывал того, что с огромным удовольствием «застрял» у Хэмптона на целых пять лет…

Загорели ли вы до цвета автомобильных покрышек или же провели лето в комарином раю на даче, знаток ли вы Дейва Брубека или же Марии Каллас, в данном конкретном случае вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на упругой волне «Свободы», из ближнего космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона и в вашей компании – Дмитрий Савицкий из городка на Сене.

Arnett Cobb - Salty Mama Blues – 6:11 (Arnett Cobb - Jumpin' at the Woodside – Black & Blue)

«Salty Mama Blues», «Блюз строптивой мамочки..». Salty может быть и строптивой, и пикантной и непристойной. Выбирайте сами, по климату. Арнетт Кобб автор композиции, лидер и тенор-саксофон; Ллойд Гленн – рояль; Тайни Граймс – гитара; Ролан Лоближуа – контрабас и Панама Франсис – ударные. 21 мая 1974 года, Париж.

Арнетт Кобб покинул Хэмптона в тот момент, когда почувствовал, что его собственные крылья обрели необходимую для полета упругость и солидность. Он собрал в 1948 году комбо, которое, как говорят джазмены, «нарезало» на звукофирме «Apollo» серию сторон (в те времена счет шел не на диски, а на стороны, ибо с другой стороны мог быть, скажем, Шорти Дейвис со своей ржавой трубой или Барри Харрис с чем-нибудь a la Бад Пауэлл…

Arnett Cobb - Go Red, Go – 5:39 (Arnett Cobb - Blow Arnett Cobb & Eddie LockJaw Davis – Prestige)

«Go Red, Go», два жутких, техасских кровей, ковбоя тенор-саксофона: Арнетт Кобб и Локджо Дейвис. Композиция Кобба.

Стресен Дейвис – орган; Жорж Дювивье – контрабас и Артур Иденхил – ударные. Запись 9 ноября 1959 года. Я искренне рад, что эту запись, столь отличную от того, что творил Джон Льюис или Майлз Дейвис, сделал все тот же Руди ван Гельдер, да благословят небеса подсвечники, тарелки и ложки родительской столовой, где все это происходило!

История джаза на частотах «Свободы»: слияние африканских традиций и музыкальных традиций европейских иммигрантов, Новый Орлеан и Сент-Луис, Джелли Ролл Мортон и Кид Ори, Сатчмо и Бейси, чикагский стиль и Канзас-Сити, Нью-Йорк и Западное побережье, громче и быстрее, стаккато или анданте, ближе к классике или к блюзу, слияние формы и ритмов в фьюжн, гигантские пейзажи Третьего Течения и настойчивый, для выносливых, авангард; от традиции танцев, от эротизма танцплощадок и клубов к концертному вниманию, к слушанию… Джаз во всех его измерениях и объемах. Еженедельно из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего легкодоступного сайта www.svoboda.org.

Ваш гид по миру джаза – из Парижа, из Лютеции, из городка на Сене – Дмитрий Савицкий.

Arnett Cobb - Smooth Sailing – 5:01 (Arnett Cobb - Smooth Sailing – Prestige)

«Smooth Sailing», «Гладкое, плавное Плаванье». Эта, самая знаменитая композиция Арнетта Кобба, имеет в виду не просто плаванье, а плаванье под парусами, скольжение по волнам. Состав: Арнетт Кобб – тенор-саксофон; Бастер Купер – тромбон; Остин Митчел – орган; Жорж Дювивье – контрабас и Ози Джонсон – ударные. На это раз так же Руди Ван, но 27 февраля 1959 года. Я произношу имя контрабасиста на французский лад, хоть он и родился в Нью-Йорке. Имя и фамилия его пишутся настолько по-французски или, по-новоорлеански, креольски, что у меня язык не поворачивается произнести – Джордж Давивьер!

У Кобба не было проблем с травой или же иной дурью, но он страдал и страдал кошмарно от проблем с позвоночником. В 1948 году ему пришлось перенести настолько серьезную операцию позвоночника, что он вывалился из джаза на целых три года. И это было лишь предвестием неудач! Он собрал новое комбо, но в 1956 году его сбила машина и саксофонист, для которого музыка была и целью, и содержанием жизни, вернулся в джаз на костылях. Он, хотя боль, от которой не спрячешься, отдавала по всей географии каркаса, он снова начал играть и даже дирижировать в Хьюстоне большим оркестром. К семидесятому году он окреп настолько, что вернулся в Нью-Йорк и снова вступил в дуэтные сражения с Иллинойем Джэкетом, а затем отправился на гастроли во Францию, где его на ура записывали местные фирмы звукозаписи, играл на фестивалях Лазурного Берега, а в 1977 и 1978 выступал на фестивале в Ньюпорте! Несколько незабываемых для фанов концертов было сыграно в «Village Vanguard» с саксофонистом и кларнетистом Бадди Тейтом. Кобб обожал музыкальные диалоги. И, о чем не стоит забывать, ему принадлежит вторая самая знаменитая версия (саксофонная #1 – достояние Иллиноя Джэкета!) композиции Хэмптона и Гудмэна - Flying Home:

Arnett Cobb - Flying Home – 5:12 (Arnett Cobb - Party Time - Prestige)

«Flying Home», «Полет – домой» Хэмптона и Гудмэна. Скажу честно: версия Джэкета великолепна, но я предпочитаю эту – Кобба, записанную Руди ван Гельдером 14 мая 1959 года для «Престижа». Кобб – тенор; Рей Браянт – рояль; Уендел Маршал – контрабас; Артур Портняжка, то бишь Тейлор, ударные и Рэй Баретто – тумбадора, барабаны конга.

А тем временем лето подходит к концу и скоро единственно горячей климатической точкой на вашей личной географической карте останется еженедельное «Время Джаза». Об этом стоит помнить вне зависимости от того, на чем вы нас слушаете: на антикварных ламповых, на туристических транзисторных, через спутники HotBird и AsiaSat-7, с нашего сайта www.svoboda.org.. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

George Shearing - Gee Baby Ain't I Good to You – 4:57 (George Shearing - Paper Moon – Telarc)

«Бог с тобой, дорогуша! Чем же я плох для тебя?». Энди Разаф и Дон Рэдмэн написали эту песню-хит в 1929 году. Чисто музыкальную версию, то бишь без слов, исполняли Диззи Гиллеспи, Каунт Бейси, Стенли Таррентайн, Сонни Кларк, Арт Блейки, Кенни Баррел, а со славами - Нэт-Кинг-Коул, затем – Билли Холидей и Дайэна Кролл.

В данном случае играло трио слепого пианиста Джорджа Ширинга, рояль; с Нэйлом СвЭнсоном – контрабас и Луи Стюартом – гитара. Трио, а ля Нэт-Кинг-Коул.

Джордж Ширинг родился в многодетной пролетарской семье в Лондоне 13 августа 1919 года. Играть начал в три года; учился в школе для незрячих детей. Он дебютировал в оркестре Берта Эмброуза. В 1946 году критик Леонард Фэзер предложил ему записать диск в Нью-Йорке совместно со Стефаном Граппелли. После записи пластинки Ширинг остался жить в США. Работал в трио Оскара Петифорда, в квартете Бадди Де Франко. В 1949 году Джордж Ширинг организовал квинтет в составе: Мэрджи Хаймса (вибрафон), Чака Уэйна (гитара), Джона Ливи (контрабас) и Дензила Беста (ударные). Квинтет распался в 78 году. Этот ансамбль был одним из самых популярных джазовых комбо эпохи. На протяжении жизни Джордж Ширинг сотрудничал с рядом известных музыкантов, аккомпанировал Пегги Ли, Кармен МакРэй и Мелу Торме. Он несколько раз номинировался на премию «Грэмми», его композиции неизменно оказывались в чартах Billboard’a. Концертную деятельность он не прекращал вплоть до 2000-х годов. Последняя пластинка Ширинга вышла в 2006 году. Музыкант дважды удостаивался премии «Грэмми», а в 2007 году был посвящён в рыцари Британской империи за выдающиеся заслуги в области музыки.

Billie Holiday - Gee Baby Ain't I Good To You – 5:39 (Billie Holiday - Verve Silver Collection)

«Gee Baby Ain't I Good To You» - на этот раз со словами; вокал Билли Холидей. Харри «Свитс» Эдисон – труба; Бен Уебстер – тенор-саксофон; Джимми Роулес – рояль; Барни Кессел – гитара; Ред Митчелл – контрабас и Алвин Столлер – ударные. 9 января 1957 года, Лос-Анджелес. «Серебряная коллекция Вёрв».

Финишная прямая еженедельного «Времени Джаза» - из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – ваш ДС:

George Shearing - The Masquerade Is Over – 6:18 (George Shearing - Blues Alley Jazz – CONCORD)

«The Masquerade Is Over», «Маскарад Закончен» Хёрба Мэгидсона и Алли Врубеля. Джордж Ширинг – рояль и Браян Торфф – контрабас.

Если Милт Бакнер изобрел игру блок-аккордами, то популизировал этот прием именно Джордж Ширинг.

Конечно, Леонард Фезер сыграл определенную роль в судьбе пианиста, зазвав его на запись со Стефаном Граппели в Нью-Йорк, но на самом деле Джордж Ширинг уже был и сам готов, потому заезжие звезды американского джаза уверяли его, что его место в Штатах. Однако в США в первые годы Ширингу говорили, что в его манере игры нет ничего оригинального: он свободно играл в духе Фатса Уоллера и Тедди Уилсона, но не более. И лишь когда он собрал свой квинтет, о котором речь шла выше, он был признан коллегами и широкой публикой. Его формула объединяла фортепьяно, вибрафон, гитару, контрабас и ударные. И хотя многие суровые джазовые рецензенты долго держали его в категории «коктейльных пианистов», тех самых, что играют в холлах гостиниц, он заставил их поверить в то, что он настоящий, неразбавленный, пианист джаза.

И в то же самое время Ширинг был пианистом классической школы и уделял столько же времени, сколько и джазу, классике. Особенно часто он играл своих любимцев: Баха, Моцарта и Делиуса. Многие концерты он выучил на слух, но многие же по нотной грамоте рельефно-точечного тактильного шрифта Луи Брайла.

Самой знаменитой композицией самого Ширинга была песня на слова Джорджа Вайса «Lullaby of Birdland», «Колыбельная Птичьего Царства». Однако я предлагаю расстаться на еще одном маскараде, который закончен, потому что его исполняет еще одна юбилярша августа, певица и актриса Эбби Линкольн, родившаяся в Чикаго 6 августа 1930 года. Эбби Линкольн сформировалась, как певица, под огромным влиянием Билли Холидей:

Abbey Lincoln - The Masquerade Is Over – 2:59 (Abbey Lincoln – Affair – Capitol)

«The Masquerade Is Over», «Маскарад наших отношений закончен, а значит и сама любовь» Хёрба Мэгидсона, повторюсь, и Алли Врубеля. Эбби Линкольн – вокал и оркестр Бенни Картера. 6 ноября 1956 года, Голливуд, Калифорния.

На этом минуты и секунды нашего сегодняшнего «Времени Джаза» истекли. Надеюсь что оно было растрачено не зря. Звукорежиссер этого выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Я буду вновь на ваших частотах и на нашем сайте www.svoboda.org – через неделю. За сим: всех вам благ, удачной и веселой недели! Чао! Бай-бай!

Уважаемые посетители форума РС, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG