Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Телониус Монк «Piano Solo Paris'54»,

Однажды Телониус Сфиэр Монк прогуливался по набережной в компании Анри Рено, которого французская пресса величала «Господин Джаз».
– Меня ужасно интересует жизнь на другом берегу океана, - задумчиво сказал Монк.
- В ту эпоху, - вспоминает «Господин Джаз», - Шарль Делоне и Жак Супле подготавливали второй парижский джазовый фестиваль, так что я немедленно связался с Шарлем, который был редким знатоком и фанатиком Монка, и пианист мгновенно был приглашен на фестиваль в Париж…»

​Вы слушаете «Время джаза». У микрофона в Париже – ваш ДС.

Результатом поездки Монка на фестиваль стала пластинка, одна из лучших Теллониуса Сфиэр - «Piano Solo».
О ней сегодня и разговор…

Thelonious Monk - Smoke Gets in Your Eyes

«Smoke Gets in Your Eyes», «Дым попадает тебе в глаза», стандарт Джерома Кёрна (музыка) и Отто Харбака. Бродвейский мюзикл 1933 года «Роберта». Телониус Монк, 7 июня 1954 года, Париж.


До этой даты нам еще далеко. Потому что Монк лишь отправился в компании квартета баритон-саксофониста Джерри Маллигана, пианистов Лало Шифрина и Мери Лу Уильямс, и трубача Джоуна Джонса по кличке «Второй Луи», на ту самую, «другую» сторону Атлантики.

Теллониус полетел один, без ритм-секции. Жена его, Нелли, осталась дома, нянчить Телониуса-младшего и десятимесячную Барбару.
Семья Монка в те годы жила бедно и экономить приходилось буквально на всем. Нелли купила Телониусу две новых рубашки и два галстука. Все это было завернуто в целлофан и аккуратно уложено в чемодан.
Как и первый послевоенный джаз-фестиваль, второй решено было провести там же на 252 rue du Faubourg Saint-Honorе в зале Плейель, рядом с площадью Терн и православным собором Александра Невского.
Концертный зал Плейель был одним из самых больших концертных залов прошлого века. Он был построен на месте двух концертных залов общества Игнаса Плейеля, выпускавшего знаменитые рояли, а позже и арфы, и открыт в 1927 году. Акустика зала была значительно улучшена в пятидесятых годах.

С 2006 года зал Плейель стал официальным домом Оркестра Парижа и Филармонического оркестра Дома Радио.

Thelonious MonkEvidence

«Evidence», «Доказательство», пьеса Монка. Еще одна композиция с парижского винила «Piano Solo» 1954 года…

Монк перемежал свои композиции стандартами. Но, играя баллады, он не шел по стопам таких метров эпохи, как Арт Тейтум или Тедди Уилсон. Он кромсал и переиначивал привычный стиль исполнения. Однако солируя, он никогда не забывал игру соседа детских лет, великого J.P. Джонсона:

James P. Johnson - Carolina Shout

«Carolina Shout» Джеймса Прайса Джонсона, его же соло, записанное в Нью-Йорке 18 октября 1921 года.

Вас раскачивает упругая волна «Свободы». Это означает, что, в теряющем градусы эфире, «Время Джаза» и ваш – ДС.

Thelonious MonkDinah

«Dinah» - невероятно популярная песня 1925 года Харри Экста (музыка) и Сэма Льюиса (слова).
Монк играя это соло, уже не в Париже, а дома в Нью-Йорке в 64 году, как пишет Анри Рено: «…помнил о том, что он должник Джеймса Прайса Джонсона. - Это соло - дань мэтру Джонсону.»

Thelonious Monk - Memories of You

«Memories of You», «Воспоминания о тебе», Энди Разафа (слова, которых нет) и Джеймса Хьюберта Блейка – балтиморского композитора 1887 года рождения.
Кстати, Энди Разаф (Разафинкарефо) был сыном племянника королевы Мадагаскара Раваналоны Третьей… Стандарт это был сочинен в 1930 году и записан Телониусом Сфиэр в 1963-м на гастролях в Японии.
Телониус Монк родился 10 октября 1917 года и может считаться ровесником большевицкого переворота.

Где бы вы ни были – вы слушаете еженедельное неизменно свингующее «Время Джаза, с сайта радиостанции www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Thelonious MonkEronel

«Eronel», пьеса Монка, который, по сравнению с Дюком Эллингтоном, сочинившим более тысячи композиций, написал всего лишь – семьдесят. Парижская студия радиозвукозаписи, седьмое июня 19 54 года.
Накануне парижского фестиваля два джазмена, ударник Жан-Луи Виаль и пианист Рене Ютреже, игравшие по вечерам в клубе «Блю Ноут» на рю д’Артуа, отправились на встречу с американским блюзменом Элом «Фатсом» Эдуардом.

Этот здоровенный с львиным голосом певец блюзов, работавший в клубе «Trois-Maillets», приучил Виаля и Ютреже курить коноплю.

В тот самый предфестивальный вечер пианист и ударник отправились домой к «Фатсу», дабы курнуть на ночь глядя.

Перед домом, где жил «Фатс» они увидели высокого крупного, как они пишут, чернокожего, который пытался что-то по-английски объяснить консьержке. Джазмены поспешили на помощь, и оказалось, что этот американец ищет «Фатса», чей адрес ему дали в Нью-Йорке. Ситуация прояснилась, пока все трое поднимались по вощеной лестнице к дверям «Фатса».

Американец сказал, что он приехал на фестиваль, и что ему обещали, для аккомпанемента, французскую ритм группу. Бедный Виаль и не подозревал, что контрабасистом будет он.
Утром следующего дня Телониус приехал в зал Плейель на репетицию. Когда он увидел великолепный концертный рояль марки «Плейель», он, по словам французских джазменов, не промолвив ни слова, бросился к роялю, подвинул табурет и начал играть, забыв обо всем на свете. Ударник и контрабасист пытались кое-как подстроится к игре Монка. Можно сказать с уверенностью, что он их просто не слышал.
На следующий день, 1 марта 1954 года, состоялось открытие фестиваля. Организаторы сделали гигантскую ошибку, устроив в первой части концерт оркестра кумира французской публики Клода Лютера. Лютер обычно играл с Сиднеем Беше

Sidney Bechet - Old Fashioned Love

«Old Fashioned Love», «Старомодная любовь» - Джеймса Пи Джонсона. Сопрано-саксофон великого Сиднея Беше и оркестр кларнетиста Клода Лютера. Парижский концерт, записанный 19 октября 1955 года.

Сидней Беше

Сидней Беше

Но Беше лежал в американском госпитале Парижа в Нейи и лидером был сам Клод Лютер. Его ждали, его приняли на ура. Это был джаз, тот самый джаз, к которому и привыкли парижане…

Sidney Bechet - Apex Blues

«Apex Blues», Джимми Нуна. Оркестр Сиднея Беше и Клода Лютера, Париж, 7 сентября 1951 года.
«После того, как отыграл оркестр Клода Лютера и безумие в зале смолкло,- вспоминает Раймонд Хоррикс, - на сцену, улыбаясь и горбясь, вышел «большой негр» (в те времена политкорректность еще не придумали!) в синем поношенном костюме и, подойдя к микрофону на хорошем французском сказал: - Bonsoir, tout le monde… Je joue “Well You Needn’t”. – Добрый вечер всем. Я сыграю “Well You Needn't’”.

Он уселся за рояль, долго думал, поправил микрофон, встал и снова подошел к микрофону. В зале раздался гул. «Off Minor» - сказал Телониус….

Thelonious Monk - Off Minor

«Off Minor», еще один знаменитый стандарт Монка. Та же дата: 7 июня 1954 года, Париж.
Монк играл приблизительно полчаса, затем неожиданно вскочил, ткнул пальцем в сторону контрабасиста Жана-Луи Валя, который, не зная, что делать, пустился в бешенное и великолепное соло. Взбешенный Монк выскочил за кулисы и отправил в глотку из бутыли громадный глоток виски. Затем вернулся к роялю и, как ни в чем не бывало, закончил соло. Гораздо позже в артистической он объяснил ударнику и контрабасисту, что когда он покидает рояль, это означает, что выступление окончено. Объяснив, гигант вышел, хлопнув дверью.

Финишная прямая «Времени Джаза», из мирного космоса а так же с сайта «Свободы» www.svoboda.org. У микрофона ваш – ДС.

Thelonious Monk - 'Round About Midnight

«'Round About Midnight», «Около полуночи», «Вокруг Полночи», классика Монка. Тот же диск фирмы «VOGUE»: «Thelonious Monk - Piano Solo Paris'54».
Телониус задержался в Париже на восемь дней. Шарль Делоне снял ему небольшой номер в отельчике рядом с Елисейскими полями и Монк с восторгом играл на настоящем концертном рояле Плейеля. Хоть он и был к 1954 году известен в США, известность его была ограниченной, и ему часто приходилось играть на разбитых полуживых пианино, а не на концертных стейнвеях.

Франсуа Позитиф вспоминал, что после фестивального концерта человек пятнадцать поклонников Монка собрались в квартире бывшей жены Меза Меззроу послушать игру пианиста. Он играл до утра и, само собой постепенно, все заснули. Когда гости проснулись утром следующего дня, Монк все еще играл…
И тут счастливая идея пришла в голову фанов Телониуса: 7 июня они зазвали его в студию звукозаписи французского радио. По идее Монк должен был играть LIVE, в прямом эфире, но если вы знаете Францию, вам наверняка известно, что в любое время года здесь кто-нибудь или что-нибудь, – бастует.
Бастовали работники радио.
И радиоконцерт превратился в сеанс звукозаписи. Рояль был великолепно настроен, Монк был счастлив, он играл пьесы последнего американского сеанса звукозаписи для «Престижа»: We See, Hackensack, Smoke Gets in Your Eyes, Reflections, Round Midnight, Well You Needn’t и Eronel. Не было профсоюзников-надсмотрщиков, как в Нью-Йорке, атмосфера была сердечной, и все заметили, что в Hackensack’e Монк сыграл пассаж с настоящим walking-bass, прямо как в эпоху буги…

Thelonious Monk – Hackensack

Фирма «Вог» выпустила первую версию винила Монка во Франции под названием «Портрет Отшельника».
Монк же, счастливый Монк, получив гонорар, отправился в магазин шляп и купил с полторы дюжины беретов – для себя и для друзей…

Thelonious Monk - We See

«We See», все тот же диск «Вога» - «Портрет Отшельника», который нынче называется «Пианистические Соло». Монк, 7 июня 1954 года, Париж.
Напомню, что Телониус родился 10 октября 1917 года в Северной Каролине, но вырос в Нью-Йорке.
На чем же нам расстаться? Как насчет Монка 19 63 года, точнее (дата записи) 27 февраля 63 года?

Пьеска Джимми МакХью называется «Не вини меня», «Don't Blame Me»…

Thelonious Monk - Don't Blame Me

Добавлю вдогонку, что в том же году европейская пресса писала, что Монк «величайший композитор после Бартока»; в ту же эпоху от Сан-Франциско до Осаки, от Амстердама и до Копенгагена, Телониуса величали одним единственным словом – «гений».

«Время Джаза» на этом опускает занавес. Звукорежиссер – Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы будем вновь в вашей компании через спутники Hotbird и AsiaSat-7, и на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, чао, бай-бай!

XS
SM
MD
LG