Ссылки для упрощенного доступа

Вне конкуренции


Здание Общественной палатой РФ в Москве
Здание Общественной палатой РФ в Москве

Центр антикоррупционной политики партии "Яблоко" (ЦАП) выявил новые нарушения антимонопольного законодательства Общественной палатой Российской Федерации и случаи получения контрактов непрофильными организациями с недостаточной квалификацией. Об этом заявил руководитель центра, член Федерального политического комитета "Яблока" Сергей Митрохин. "Яблоко" не впервые исследует тему госзакупок в Общественной палате России.

Это все равно что самолет делает какой-то конструктор, а независимую экспертизу заказывает у своей собственной организации

–​ Это второе наше расследование, потому что Общественная палата оказалась продуктивной в плане очень странных госзакупок. Те работы, которые они заказывают различным организациям, довольно странные. Например, в прошлый раз мы обнаружили, что ситуацию с гражданским обществом и правами человека в России будет изучать организация, которая специализируется на пошиве верхней одежды, а в конкурсе еще участвовали люди, которые имеют отношение к ГПУ "Ритуал". Сейчас мы обнаружили новые интересные факты. Например, опять-таки к обучению гражданских активистов привлекается организация под названием ООО "Настроение". Если вы поищете информацию о ней в интернете, то обнаружите, что она занимается предоставлением парикмахерских услуг и организует салоны красоты, и ни в каких видах деятельности, хоть как-то связанных с гражданской активностью, замечена не была. Или другой пример: Общественная палата собирается глубоко изучать гражданское общество в России, и вот она заказывает некое исследование по совершенствованию общественных отношений обыкновенному агентству по организации мероприятий, проще говоря, тусовок. Мы обнаружили еще ряд интересных вещей. Например, есть такой Центр общественных технологий, учредителем которого является небезызвестный председатель Комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников, и этот фонд тоже получает заявки на "независимую экспертизу законопроектов", как там значится. В связи с этим возникает вопрос: в чем же независимость, если законопроекты, которые разрабатывает Крашенинников и его комитет, получают экспертизу от фонда, учредителем которого является он сам? Это все равно что самолет делает какой-то конструктор, а независимую экспертизу заказывает у своей собственной организации, в которой он учредитель. Вы бы захотели полетать на таком самолете? Я –​ нет. Это очевидный конфликт интересов, и я думаю, что это вопрос, которым должна заняться, как минимум, комиссия по этике Госдумы, в которую мы обязательно обратимся. Или еще, например, деньги на подготовку издательских проектов получила Наталья Королева, и конкурировала она с другой организацией, возглавляет которую тоже Наталья Королева, но это не полная тезка, а один и тот же человек. В первом случае она представляет фирму ООО "Печатай просто", а во втором случае фигурирует как индивидуальный предприниматель. И Общественная палата считает, что это нормально и что тендеры, которые она организует, могут проводиться таким образом, что человек конкурирует с самим собой. Поэтому все эти вопросы мы будем продолжать ставить, и я считаю, что секретарь Общественной палаты господин Бречалов должен уйти в отставку после этих публикаций.

–​ Последовала ли какая-то реакция из Общественной палаты?

– На сайте "Газета.ру" появился ответ Александра Бречалова, но ничего убедительного он не сказал. В его, Бречалова, представлении это моя месть ему за то, что он заменил активных правозащитников в Общественной наблюдательной комиссии за местами заключения на каких-то никому не известных серых личностей. Ну, раз такая эмоциональная реакция без какой-то внятной аргументации, значит, он, по сути дела, подтвердил все, что там было сказано, и по содержанию ему нечего возразить.

Сергей Митрохин
Сергей Митрохин

–​ А почему месть именно со стороны "Яблока"?

– Бречалов считает, что я мщу ему за правозащитников Андрея Бабушкина и Валерия Борщева, членов партии "Яблоко". Вместо того чтобы ответить по существу на наши обвинения, разговор переведен в плоскость "кровавой вендетты" с господином Бречаловым. Но от этого изложенные нами факты не теряют своей убедительности.

–​ Какова цель вашего общественного исследования? Вы собираетесь обратиться в правоохранительные органы?

–​ Я больше всего рассчитываю на реакцию Федеральной антимонопольной службы, которая раньше не раз откликалась на наши обращения и принимала конкретные меры. Вплоть до того, что отменялись результаты торгов и деньги возвращались в бюджет. Надеюсь, что что-то в этом роде произойдет и сейчас, –​ отметил руководитель Центра антикоррупционной политики партии "Яблоко" Сергей Митрохин.

Ситуацию с госзакупками в интервью Радио Свобода прокомментировали и в Общественной палате. Руководитель ее аппарата Ярослав Семенов сказал, что доклад содержит некоторые несоответствия:

Если есть некая дисквалификация, и то это касается тех, кто проводит закупки, а не тех, кто в них участвует

– Когда появилась первая информация о том, что федеральное казенное учреждение, аппарат Общественной палаты, нарушило закон о закупках, мы указали Сергею Митрохину на то, что, во-первых, закупка была проведена полностью в соответствии с законодательством. Мы разместили информацию о предстоящей закупке, сначала в апреле, потом в августе, как того требует федеральный закон, и процедура была проведена максимально публично. Было подано две заявки, одна из которых была комиссией признана победителем. В докладе имелась информация о том, что одна из компаний занимается ритуальными услугами, также там было указано, что основной вид ее деятельности – это пошив одежды. И мы, в соответствии с законом, разъяснили господину Митрохину, что 44-й закон не дает право заказчику допускать либо не допускать к участию в торгах претендента в зависимости от вида экономической деятельности. Насколько мне известно, насколько известно сотрудникам аппарата, которые отвечают за закупки, если есть некая дисквалификация, и то, к слову сказать, это касается тех, кто проводит закупки, а не тех, кто в них участвует. Кроме того, в докладе "Яблока" прозвучали обвинения в том, что Общественная палата не допустила к участию в процедуре правозащитные организации, если мне не изменяет память, там фигурировали "Мемориал" и Хельсинкская группа. Так вот, эта информация действительности не соответствует.

–​ То есть "Мемориал" и Хельсинкская группа вообще не подавали заявки?

– Было подано две заявки на участие в процедуре, и среди этих заявок не было ни Хельсинкской группы, ни общества "Мемориал". Притом что информация, еще раз повторю, была открыта абсолютно для всех. Говорить о том, что мы кого-то не допустили, – это значит говорить неправду.

–​ По словам Сергея Митрохина, секретарь Общественной палаты Бречалов расценил исследование "Яблока" как месть за то, что в новом составе ОНК нет депутата-яблочника Андрея Бабушкина. Вы согласны с такой оценкой?

– Нет. Этот доклад готовил Сергей Митрохин и специалисты из "Яблока", а если говорить о выборах в ОНК, которые произвели такой информационный эффект в октябре этого года, то конкретно в отношении Андрея Бабушкина было принято решение о недопуске его к участию в голосовании, поскольку он является депутатом. Мы неоднократно на встречах с коллегами из Совета по правам человека при президенте говорили о том, что члены ОНК должны быть независимы от органов местного самоуправления, коим является депутат Андрей Бабушкин. И в данном случае совет Общественной палаты принял соответствующее решение. Следом за этим появился доклад Митрохина, с небольшой разницей во времени. Но в любом случае это не деятельность палаты, – заявил руководитель аппарата Общественной палаты России Ярослав Семенов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG