Доброе утро!
Лучшего лозунга для событий длинного весеннего уикенда, пожалуй, не подобрать.
Фотография сделана на родине “Монстрации” в Новосибирске, но движение ширится: хорошие лозунги, например, были на абсурдных шествиях в Омске и в Хабаровске.
В Москве 1 мая проходили не монстрации, а демонстрации: участники официальной акции, организованной Федерацией профсоюзов, поддержали программу реновации, предполагающую масштабный снос хрущевок в городе. Участников шествия, как в старые добрые времена, приветствовало начальство в лице московского мэра Собянина. Шествие, организованное КПРФ, понесло некоторые потери: полиция задержала веганов и феминисток – всего 19 человек.
В Петербурге одна за другой прошли сразу три маевки: первую возглавлял губернатор, ее участники должны были митинговать на Дворцовой, но люди разошлись; вторую устраивали коммунисты и ЛДПР, им для митинга выделили Исаакиевскую площадь, но митинговать тоже было некому. В третьей колонне шла объединенная оппозиция с общедемократической и градозащитной повесткой, и ее митинг на Марсовом поле собрал четыре тысячи человек. Относившиеся к третьей колонне ЛГБТ-активисты устроили акцию солидарности с геями в Чечне под лозунгом “Кадырова – в Гаагу”. Их задержали.
ООН, кстати, тоже требует расследования происходящего с геями в Чечне, а в Германии гражданские активисты потребовали от Меркель, чтобы она сегодня обсудила с Путиным этот вопрос. Путин и Меркель встречаются в Сочи. Перед тем, как улететь к морю, российский президент подписал закон про “необычные имена”, ограничил работу онлайн-кинотеатров и перевел бюджетников на платежную систему “Мир” (с 1 июля). Миру – мир, нет войне.
Хотя как нет. Алексей Навальный, которого в четверг облили зеленкой, смешанной с чем-то едким, прямо обвинил в организации нападения Администрацию президента. Политик получил химический ожог глаза, и врачи опасаются, что зрение восстановить не удастся. Обвинения, которые выдвигает Навальный, небезосновательны: на кадрах, опубликованных телеканалом РЕН, лицо одного из нападавших оказалось незамазанным, и в нем опознали активиста прокремлевского движения SERB Алексея Кулакова, который – в разговоре с “Новой газетой” – подтвердил, что присутствовал при нападении на Навального. Ядро организации SERB составляют люди из Днепропетровска и Харькова, уехавшие в Россию после бегства Януковича. Они, в частности, устроили погром на выставке фотографа Джока Стерджеса, они же разоряли мемориал на месте гибели Бориса Немцова. С активистами SERB не брезгуют фотографироваться высшие российские чиновники. Но московской полиции ничего об этом не известно.
В расследовании нападения на активистку “Яблока” Наталью Федорову, которой плеснули в лицо химическим раствором в пятницу, подвижек тоже нет. Полиция выдвигает бытовую версию, которую партия считает “заведомо ложной”. Федорова тоже может потерять зрение.
Все это очень надоело, однако акция “Надоел”, проведенная “Открытой Россией” по всей стране в субботу, особо масштабной не получилась. В Москве полиции было больше, чем участников акции и журналистов вместе взятых, но никого не задержали, зато много арестов было в Петербурге. Всего по стране задержали больше 200 человек.
На первомайскую акцию оппозиции в Минске вышли около пятисот человек. Организатора протестов, Николая Статкевича, по традиции превентивно задержали. На акциях в Бресте и Барановичах милиция задержала людей с чистыми листами бумаги в руках. Уже после первомайской акции исчез оппозиционный политик Павел Северинец. К вечеру жена нашла его в центре изоляции правонарушителей.
В Стамбуле первомайскую демонстрацию тоже разогнали. На выходных в Турции заблокировали Википедию (за участие в “координированной информационной кампании по дискредитации Турции”, если верить турецким властям) и уволили еще четыре тысячи госслужащих. В ООН обеспокоены.
Евросоюз одобрил стратегию переговоров по брекзиту, кандидат в президенты Франции Эммануэль Макрон рассказал в интервью о необходимости серьезного реформирования ЕС для предотвращения выхода других стран.
Но главная новость – из Венесуэлы. Мадуро решил созвать Учредительное собрание.
Три ссылки начнем с разговора о России времен созыва Учредительного собрания:
- Мелисса Стокдейл, автор биографии Милюкова и монографии о российском гражданском обществе в годы Первой мировой войны, рассказывает в интервью, как отмена цензуры помогла прийти к власти большевикам – только затем, чтобы они снова ее ввели.
- У немецкого драматурга Хайнера Мюллера есть фраза: “Единственное, что имеет смысл в этом веке, это крах”. Читайте, как эту фразу (и наследие Мюллера в целом) трактует переводчик Александр Филиппов-Чехов – сделанный им сборник Мюллера вышел в издательстве libra.
- Здесь о ценности рабоче-крестьянского панка для будущей русской революции рассказывает лидер группы “Аркадий Коц” Кирилл Медведев.
Искренне ваши,
Семь-сорок