Ссылки для упрощенного доступа

"Газпром-Медиа" покупает "Комсомольскую правду"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шарый : Сделка по покупке газеты «Комсомольская правда» холдингом «Газпром-Медиа» может завершиться в январе будущего года. Издание продает принадлежащая Владимиру Потанину группа «Проф-Медиа». Цена сделки не сообщается, но, по данным «Гэлап Медиа», «Комсомолка» - один из самых удачных в России бизнес-проектов: в 2005 году она собрала более 15 процентов всей газетной рекламы. Эксперты полагают, что смена владельца никак не отразится на редакционной политике газеты, которая известна своей «народностью» и лояльностью Кремлю. Над темой работала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Любовь Чижова : В газете к смене собственника давно готовы и не ждут кардинальных перемен. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал генеральный директор и главный редактор газеты Владимир Сунгоркин.



Владимир Сунгоркин : У нас отношения абсолютно спокойные в редакции. Всех, естественно, интересует ровно один вопрос обычно в коллективах - что будет, когда придет новый владелец? Но так как мы имеем большой опыт работы в новых условиях (у нас был владелец "Интеррос", сейчас владелец "Газпром"), я надеюсь, что большой принципиальной разницы, скажем, в плохую сторону не будет. Поэтому все спокойно работают.



Любовь Чижова : Что-то в редакционной политике может поменяться со сменой владельца?



Владимир Сунгоркин : Я надеюсь, что ничего серьезно меняться не будет. А что там будет меняться или не меняться, это вопрос все-таки к акционерам.



Любовь Чижова : Насколько ваша газета, как вы думаете, удачное приобретение?



Владимир Сунгоркин : Я точно знаю, что наша газета - это удачное приобретение. Потому что на сегодня это единственная массовая общенациональная газета в России.



Любовь Чижова : Владимир, упрекают вашу газету в некоторой "желтизне" и излишней лояльности к Кремлю.



Владимир Сунгоркин : Насчет излишней "желтизны" это вещь такая вкусовая, но проблема существует. Я согласен, что проблема существует. Но это, скажем, в последние годы некая "желтизна" исходила все-таки из запросов массового читателя. Не будь то самой "желтизны", в которой так любят нас упрекать, я боюсь, что мы бы не имели такой популярности в стране у нормальных жителей нашей страны.


Что касается излишней лояльности к Кремлю. Во-первых, мы, действительно, не обзываемся никак в адрес президента Путина. Мы учитываем его колоссальную популярность в стране. Это такой серьезный очень фактор - популярный президент в стране должен быть популярным в газете, претендующей на народность. Если президент, не дай бог, конечно, вдруг бы становился не популярным в нашей стране, то я думаю, что и "Комсомольская правда" изменила отношение к непопулярному. Потому что мы выражаем мнение народа все-таки.



Любовь Чижова : Покупка «Газпромом» "Комсомольской правды" означает запредельную концентрацию российских медиа-активов в руках Кремля в преддверии будущих президентских выборов, считает секретарь российского Союза журналистов Игорь Яковенко.



Игорь Яковенко : Вообще "Газпром" и Кремль это одно и тоже. На сегодняшний момент, в "Газпроме" сконцентрировано примерно 90 процентов медийных ресурсов страны, я имею в виду "Газпром" и Кремль все вместе, потому что Первый и Второй канал. "Газпром-Медиа" набрал медийных ресурсов на 1,5 миллиарда долларов плюс государственные средства массовой информации. В общем, получается много. Добавляется "Комсомольская правда". Что это меняет? Во-первых, буквально сейчас (на следующей неделе) мы будем подводить итоги тиража рекорда года. И уже очевидно, что "Комсомольская правда", как и последние несколько лет, будет самой тиражной газетой в стране.


Сказать, что это кардинальным образом изменит медийную картину в стране? Нет, конечно. Потому что монополизация и так уже достигла достаточно высокой отметки. Она не сравнилась, конечно, с советским периодом, но, во всяком случае, где-то близко к этому. Это продолжение вот этой предвыборной концентрации медийного ресурса. Можно как угодно оценивать "Комсомольскую правду" с точки зрения содержания, но с точки зрения поведения на рынке "Комсомолка" всегда отличалась таким агрессивным и правильным ведением рынка. "Газпром-Медиа" отличается одной особенностью. Он приобретает рыночный продукт и делает его нерыночным.



Любовь Чижова : Бешеную популярность и приличные заработки нынешней «Комсомолке» обеспечивает более чем разносторонняя тематика ее статей и репортажей. Многие ставят газету в один ряд с "желтыми" изданиями. Тогда как в начале перестройки «Комсомольская правда» была местом для серьезных общественных дискуссий. О традициях старой «Комсомолки» рассуждает проработавший в ней много лет Александр Дроздов, который ныне возглавляет фонд первого российского президента Бориса Ельцина.



Борис Дроздов : Я работал в "Комсомолке" с 1979 по 1990 годы. Вместе с газетой прошел, наверное, за 10 лет самые интересные этапы ее развития. У нас был довольно интересный (там, где я трудился) международный блок. Потом я работал в секретариате в качестве ответственного секретаря. Пришлись как раз последние годы этого десятилетия, когда "Комсомолка", мне кажется, была на пике своего влияния и своей авторитетности, как серьезный политический инструмент, как очень яркая публицистическая площадка, как "круглый стол" для переговоров и для споров. Это, действительно, была ни с чем не сравнимая для меня (конечно, я не могу быть объективен, я понимаю) атмосфера открытости и какого-то очень мощного подъема, если хотите духовного, мировоззренческого, эмоционального. Может быть, это связано с возрастом - все тогда были моложе. Но, думаю, что возраст здесь не при чем. Скорее всего, по сути-то, я прав - это, действительно, было в газете. Мы даже, честно говоря, не задумывались над тем, какой градус демократичности мы в тот или иной момент проходим. Все понимали, что делается что-то необычное.



Любовь Чижова : Читаете ли нынешнюю "Комсомолку"? Чем нынешняя "Комсомолка" отличается от той, в которой вы работали?



Борис Дроздов : Отличается, безусловно. Отличается всем. Нынешняя "Комсомолка", как я понимаю (может быть, нынешнее руководство на меня обидится, но я прошу этого не делать, все-таки у нас есть еще такое понятие как у ветеранов "Комсомолки", в рамках корпорации мы ссориться не должны), но я понимаю так, что сегодня "Комсомолка" - это бизнес-проект. В бизнес-проекте может быть все. За деньги, собственно говоря, может быть все - сколько хотите демократии, сколько хотите фрондерства, сколько хотите публицистики. Можно даже распахнуть окно в природу.



Любовь Чижова : А вы могли бы работать в нынешней газете?



Борис Дроздов : Вы знаете, иногда очень хочется. Кажется, что ты за то время пока не работал в газете, научился чему-то такому, что, конечно же, это приведет какое-нибудь печатное издание в состояние такой творческой дрожи. Но я бы не рискнул, честно говоря. Потому что мы по-другому писали, мы по-другому думали, вообще-то говоря. Думаю, что шкала ценностей все-таки разная. Это никоим образом я в вину нынешней "Комсомолки" не ставлю, упаси Господь. Просто время все поменяло.



Любовь Чижова : "Комсомолку" покупает "Газпром". Раньше она принадлежала концерну "Интеррос". Сейчас ее приобретает "Газпром". Вас, вообще, подобного рода информация еще как-то волнует, или вам все равно?



Борис Дроздов : Я могу только повернуть голову, заглянуть в монитор или в газетную страницу и увидеть - ну, да, меняются собственники. Наверное, будет лучше. По крайней мере, это же "Газпром" наше национальное достояние. Я, кажется, не ошибаюсь. В каком-то смысле, она из традиции не выпала. Она по-прежнему остается на гребне.




XS
SM
MD
LG