Ссылки для упрощенного доступа

Как может измениться ситуация на российских рынках после введения квот на работу иностранцев в мелкорозничной торговле


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Сергей Гогин и Михаил Саленков.



Андрей Шароградский: Призыв президента Путина покончить с «беспределом» на российских рынках и вытеснить оттуда торговцев с Кавказа и Средней Азии уже принес первые результаты: на московских рынках стало некому торговать, а цены выросли. То же самое происходит и в регионах. Контролировать ситуацию на рынках собирается лично премьер Михаил Фрадков - об этом он заявил сегодня, открывая заседание кабинета министров.



Любовь Чижова: Меры по защите «коренного населения» от засилья иностранных торговцев пока не принесли ожидаемых результатов: несмотря на призывы властей, российские производители сельхозпродукции не спешат занять те места на рынках, откуда изгоняются выходцы с Кавказа и из Средней Азии. По задумке властей, для поддержания отечественных производителей и продавцов их доля в рыночной торговле должна быть не менее 20 процентов. Вскоре это обретет форму закона. Но иностранные работники уже исчезают с российских, особенно активно - с московских рынков. На многих торговых точках висят объявления: "Требуются продавцы". С уменьшением конкуренции растут цены на продукцию. Может быть, именно поэтому глава столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков критикует начинание федеральных чиновников по выживанию с московских рынков зарубежных торговцев.



Владимир Малышков: Я вообще не считаю, что мы кого-то должны выдворять из этой системы обслуживания населения, с рынков, не с рынков. Я даже категорически против этого. Так сложилось по жизни, азербайджанцы, люди с юга, они вообще более активны в этой системе торговли. Все безобразие произошло не от того, кто должен торговать, а они должны быть обязательно все легальные. Пожалуйста, оформляйтесь, как положено, получите соответствующие квоты на рабочее место, зарегистрируйтесь, имейте медицинскую книжку, платите налоги - и нет никаких проблем в этом вопросе. Я, наоборот, считаю, уж так сложилось по жизни: кто-то приспособлен к торговле, кто-то приспособлен обувь ремонтировать.


Президент сказал, что у нас должнабыть приоритетом, допустим, на территории рынков продовольственных торговля для фермеров. Потому что, действительно, есть регионы, где фермер, товаропроизводитель не могут попасть на рынок, были такие факты, к сожалению. Когда начали проверять серьезно, оказалось, что разрешения миграционного нет, санитарных книжек нет. Что нам прикажете с ними делать? Пускай легализуются, идут и торгуют. Никто им этого не запрещал и не запрещает.



Любовь Чижова: Пока московские рынки пустеют, в регионах это оживленно обсуждают и гадают: принесет ли этническая зачистка рынков счастье российским продавцам и покупателям? Наш ульяновский корреспондент Сергей Гогин побывал на Центральном городском рынке и послушал мнения продавцов - и российских, и зарубежных.



Сергей Гогин: Большинство из тех посетителей и продавцов на Центральном рынке Ульяновска, с которыми удалось побеседовать, с одобрением отнеслись к предполагаемому квотированию иностранной рабочей силы в торговле. Людмила, частный предприниматель, закупает мясо у населения и продает его на рынке. Она за то, чтобы здесь работало больше ульяновцев.



Людмила: Во-первых, сколько безработных? Море! Колхозный рынок должен, так сказать, обеспечивать жизнь наших местных людей. То, что они приезжают, вносит слишком много беспорядка в общую торговлю. И наркота, и беспредел, и мафия практически их же.



Сергей Гогин: Молодой продавец Гуля - она торгует фруктами - тоже считает, что на рынке слишком много выходцев из Средней Азии и с Кавказа.



Гуля: Таджики, азербайджанцы нам вообще не дают торговать. Конкуренция большая. Если их меньше будет, нас побольше будет, мы будем больше продавать. Конкуренции будет меньше. Оптовики, наверное, останутся все-таки.



Сергей Гогин: Но чем меньше конкуренция, тем выше цены. Об этом предупреждает и продавец сухофруктов из Узбекистана.



Торговец: Наоборот, дороже будет, потому что мы своим торгуем, у нас свой огород. Справка из деревни дают, и курага, сухофрукты - это мы по своей цене даем. А теперь через пятые-шестые руки это будет, и будет здесь дороже.



Сергей Гогин: Коммерческий директор Центрального рынка Ратмир Бженников уверен, что на ценах квотирование рабочей силы не отразится, потому что и сегодня продавцы-иностранцы торгуют тем, что покупают на оптовых базах.


Постановление правительства преследует благую цель - устранить с рынков мафиозные группировки и алчных перекупщиков. Но, как сказал мне в телефонном разговоре директор областного департамента развития предпринимательства Дмитрий Подложнюк, неизвестен механизм действия постановления о квотировании продавцов-иностранцев. Если будут созданы нормальные посреднические организации, помогающие местному населению торговать, это хорошо. В противном случае все останется как есть.



Любовь Чижова: О том, как и от кого защищать российского производителя сельхозпродукции, лучше всего знает он сам. Но все правительственные меры, который сейчас внедряются в России, разрабатывались без участия фермеров, поэтому вряд ли принесут положительные результаты, - считает председатель Московского крестьянского союза Николай Соин. С ним побеседовал мой коллега Михаил Саленков.



Николай Соин: В общем-то, вопрос, конечно, своевременный, для того чтобы товаропроизводитель имел возможность каким-нибудь путем убрать большое число посредников и снизить цены. Но, в принципе, я считаю так, что очень быстро все решается, без учета мнения и действительности самих товаропроизводителей, не учитываются возможности рынков. Нас никто не выслушал. И надо будет собраться, четко и ясно понять, чего мы хотим и как это сделать.



Михаил Саленков: Вот эти вот 20 процентов или в Москве даже 50-60 процентов обязательных мест для местных производителей, фактически не для перекупщиков даже, - это хорошая мера?



Николай Соин: По логике она хорошая, но вот мы делали просто элементарные подсчеты, и если у вас есть лишняя какая-то продукция, вы хотите ее продать как личное подсобное хозяйство, в общем-то, сегодня везти ее в Москву и торговать, если ему предоставят местно, абсолютно выгодны нет.



Михаил Саленков: Цены действительно снизятся на рынках или все останется как было?



Николай Соин: Если мы пойдем по такому пути, как сейчас, когда бездумные принимают какие-то решения, рубят с плеча, то цены повысятся.


И что, вы думаете, будут товаропроизводители готовы везти со всех сторон сюда продукцию? Я вам скажу, что легковой автомобиль, который везет продукцию, овощи, например, он должен иметь санитарный паспорт. А чтобы иметь санитарный паспорт, мы должны сделать его дезактивацию. Вы пойдете на это, чтобы хлорной известью полили ваш легковой автомобиль? А где хранить продукцию, например, сегодня, на рынках, где рабочие места продают? Я не продал продукцию, приехал на три дня, и где мне хранить эту продукцию, куда ее положить? Они говорят: "У нас нет этого, не предусмотрено". Вопрос - где ночевать? Куда деть деньги от реализации? Не таскать же их в кармане, тебя здесь убьют и ограбят. И так далее.



Михаил Саленков: То есть вы к этим нововведениям скептически достаточно относитесь.



Николай Соин: Не скептически. Я просто говорю о том, что если мы оставим то положение, как сейчас, никто ни с кем не будет советоваться, и еще примем закон, который планирует правительство, - потом все разведут руками и скажут: "Мы хотели как лучше, а получилось как всегда".



Любовь Чижова: С нового года российские рынки будут работать по закону «Об организации деятельности розничных рынков». Он еще не готов, но известно, что его разработчики собираются разделить рынки по специализации, скажем, на одном будет продаваться только молочная продукция, на другом - мясная и так далее. Эксперты предсказывают, что это сильно ударит по рынкам, ведь их покупатели уйдут в супермаркеты, чтобы не обходить в поисках нужной продукции сразу несколько торговых точек.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG