Ссылки для упрощенного доступа

«Хезболлах» и Ливан. Победили в войне, победят ли в мире


Похороны лидера ливанских маронитов Пьера Жмайеля
Похороны лидера ливанских маронитов Пьера Жмайеля

«Сирия повсюду», сказал после убийства ливанского министра Пьера Жмайеля сын бывшего ливанского премьера Рафика Харири Саад. Международное сообщество подозревает, что старший Харири был убит в феврале 2005 года не без сирийского участия. Потрясенный убийством Бейрут погрузился в хаос. Ливанский журналист Дани Кури говорит, что опасается хаоса и насилия, ведь «люди начали показывать друг на друга пальцами, в воздухе уже пахнет жареным».


Жареным запахло после того, как на прошлой неделе из правительства вышли министры, представлявшие «Хезболлах» и союзную ей шиитскую партию «Амаль». Правительство не пало, потому что оно сохранило две трети своего состава. Правда, в нем по конституции должны быть представлены все религиозные группы населения. А сейчас получается, что самая большая ливанская группа – шииты - в кабинет министров не включена. Именно это позволяет сейчас шиитам заявлять, что правительство уже не имеет легитимности.


Эксперт вашингтонского Института проблем мира Мона Якубин отмечает, что «война, которую “ Хезболлах ” вела от имени Ливана с Израилем, усилила ее популярность не только среди шиитов, но и в более широких кругах населения. В последний месяц становится особенно заметным, что ‘ Хезболлах ” хочет обернуть силу общественной поддержки в политическую победу».


После гражданской войны 1975-90 годов каждая религиозная группа получила закрепленную законом квоту в органах власти. «Кедровая революция» прошлого года породила надежды, что ливанцы оставят за спиной религиозные различия и ощутят себя единой нацией. Но череда убийств, а также нарастающее напряжение между «Хезболлах» и их союзниками, с одной стороны, и друзами и суннитами с другой внушают опасения, что страна снова может погрузиться в пучину насилия на религиозной почве, замечает Якубин.


Дееспособность правительства, действительно, поставлена под сомнение. Как отметил лидер друзской общины Валид Джумблат, «убив Пьера Жмайеля, они убили одного члена правительства. Они могут убить еще одного министра. Это очень даже возможно. И, конечно, они могут убить еще одного члена парламента, чтобы уничтожить парламентское большинство. Но у нас все равно остается большинство, и мы можем утвердить соглашение между ливанским правительством и ООН».


Последнее замечание может объяснять происходящее в Ливане. Многое указывает на то, что убийство Жмайеля на руку Сирии, которая, возможно, боится создания трибунала для суда над организаторами и убийцами бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири (это преступление произошло в прошлом году). Трибунал создается под эгидой ООН, а международное расследование привело к высшим должностным лицам в сирийском руководстве. Без взаимодействия с Бейрутом нормальное функционирование трибунала невозможно.


Эксперт по Ливану из лондонского исследовательского центра Chatham House Надим Шехади также придерживается мнения, что расправа с Жмайелем преследует своей целью саботировать международный трибунал, хотя оно выгодно и шиитской группировке «Хезболлах»:


- Убийство Пьера Жмайеля связано со всеми предыдущими политическими убийствами в Ливане, но только в одном смысле – ООН создала независимую комиссию, которая должна расследовать все эти убийства совместно. У того, кто пытается саботировать или вообще замять это расследование, есть что прятать, скажем так.


- Что касается самой «Хезболлах», то она открыто и определенно заявляет, что, поскольку она выиграла войну с Израилем этим летом, то должна получить большую долю властных структур и даже большинство, способное налагать вето на решения кабинета министров. Именно поэтому они выступают с идеей создания правительство национального единства.


При этом аналитик не считает, что происходящее свидетельствует о новом расколе страны по религиозному принципу:
- По-моему, Ливан сейчас разделился чисто по политической границе. Шииты, сунниты, друзы, христиане, марониты, православные есть по обе стороны этого водораздела. В стране два лагеря – каждый со своей повесткой дня. Одни настроены просирийски, другие антисирийски.


- Нынешний раздел отражает и разницу взглядов на то, как должно быть устроено государство, какого рода оборонная стратегия и союзы требуются Ливану. Один лагерь считает, что надо поддерживать союзнические отношения с США и Западом, что можно положиться на международное право и ООН, на Лигу арабских государств (ЛАГ), и они помогут Ливану защититься. Другой лагерь полагает, что США – враг, а ООН просто бесполезная организация, как и ЛАГ, которая связала себя с Америкой.


- Война минувшим летом нанесла поражение первому лагерю. Она показала, положиться на США невозможно, они не защитят. Наоборот, они, как и большая часть Европы, поддерживают Израиль. Лига арабских государств оказалась бесполезной, а ООН бездействовала. И именно поэтому «Хезболлах» одержала политическую победу – ее видение безопасности государства, ее отношение к оборонительным получили поддержку в ходе конфликта между Израилем и «Хезболлах», считает британский эксперт Надим Шихади.


XS
SM
MD
LG