Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге проходит конференция "Экстремизм и средства массовой информации"


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Дмитрий Морозов: Журналисты, социологи и психологи из российских регионов собрались в Петербурге, чтобы обсудить феномен и определения экстремизма, а также его скрытые и явные формы в деятельности средств массовой информации.



Татьяна Вольтская: Почти все участники конференции так или иначе уделяли внимание терминологии - что такое экстремизм в юридическом и в широком смысле слова. И все отмечали, что цепочка близких понятий - чрезвычайность - крайность - радикализм - агрессия - становится все более применима для явлений, происходящих и в жизни, и в средствах массовой информации. Агрессивная реклама, репортерские телесюжеты, сделанные при помощи самых интенсивных средств, - все это, по мнению многих докладчиков, травмирует психику людей, особенно молодежи и подростков. Социолога Наталию Маркову тревожит возможность СМИ влиять на человека, изменять личность и ее ценности, а значит, и общество в целом.



Наталья Маркова: При помощи информации можно моделировать поведение человека, в том числе экстремальное.



Татьяна Вольтская: Полный контроль за интернетом вряд ли возможен, а за средствами массовой информации он необходим, - считает доктор психологических наук, директор научно-исследовательского института комплексных исследований Валентин Семенов.



Валентин Семенов: Наблюдательный, там, совет какой-нибудь, попечительный совет - вот он должен функцию какого-то фильтра морального и нравственного осуществлять. В любом цивилизованном обществе это нормально. Смотрите, и в Великобритании, я знаю, и в Германии, и в Швеции есть специальные контрольные органы, которые контролируют это все. Они же, естественно, никого там сверх не наказывают, хотя штрафовать могут, по крайней мере, выносят какие-то вердикты, что, допустим, эти материалы невозможны, кабельное телевидение или еще какое-то, там, специальная узкая коммуникация, а вот в общественном телевидении это невозможно.



Татьяна Вольтская: Сейчас в СМИ наступило время грядущего хама, пришествие которого 100 лет назад предрекал Дмитрий Мережковский. Говорит Валентин Семенов…



Валентин Семенов: Был в Южной Корее не так давно. Я специально эти 70 каналов крутил. За час нашел только одну сцену насилия. Студенты изучают национальную этику. Мы это слово-то забыли. А новостные вещи? Возьмем новости. До сих пор еще показывают трупы. Люди же разные... Западная этика уже выработала какие-то... Это нельзя показывать - близким планом кровь, отрубленные конечности, извините, это же ужасно. 65 тысяч людей кончают жизнь самоубийством в год. Потому что нечего есть? Нет. Это вся атмосфера давит.



Татьяна Вольтсакая: Валентин Семенов настаивает на научном подходе к деятельности российских СМИ и на общественном контроле за ними. Вопрос только за выработкой критериев - что считать экстремизмом, порнографией, сценами насилия, и здесь ученый предлагает обратиться к западному опыту.


XS
SM
MD
LG