Ссылки для упрощенного доступа

В Хельсинки проходит саммит Евросоюз -Россия


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Наталья Голицына.



Кирилл Кобрин : В Хельсинки проходит саммит Евросоюз -Россия. В нем участвуют российский президент Владимир Путин, премьер-министр председательствующей сейчас в ЕС Финляндии Матти Ванханен, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. На саммите планировалось начать переговоры о новом базовом соглашении между Россией и ЕС. Однако они отложены. Тему продолжит наш корреспондент Данила Гальперович.



Данила Гальперович : Вето Польши послужило причиной того, что Россия и Европейский Союз не начали на саммите в Хельсинки процесс согласования нового документа, в котором Москва и страны ЕС записали бы правила сотрудничества и партнерства на будущее. Польские власти не понимают причин, по которым Россия ввела запрет на поставки мяса из Польши и ведет речь о возможных ограничениях на ввоз любых продуктов питания из этой страны. Вице-премьер и министр сельского хозяйства Польши Анджей Лепер накануне саммита заявил, что никаких внятных объяснений от России, почему теперь мясо из Польши запрещено к ввозу на российскую территорию, получено не было.



Анджей Лепер : Никаких конкретных обвинений нам российская сторона не представила, только общие фразы. Говорят - вам нужно решить проблемы. Но какие проблемы конкретно? Я не говорю, что у нас все идеально. Мелкие недостатки всегда есть. Однако это не повод для того, чтобы вводить эмбарго. Российская реакция просто неадекватна. Наши экспортеры теряют из-за эмбарго около миллиона евро ежедневно.



Данила Гальперович : Сначала российские официальные лица и государственные масс-медиа говорили, что остальные члены Евросоюза будут уговаривать Польшу снять свое вето на начало переговоров ЕС и России по новому соглашению. Но оказалось, что и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, и премьер председательствующей сейчас в ЕС Финляндии Матти Ванханен считают требования поляков справедливыми и тоже будут просить Москву отменить запрет на ввоз мяса из Польши. Владимиру Путину пришлось накануне саммита разъяснить, в чем же именно состоят претензии к Варшаве.



Владимир Путин : Проблема в том, что польские власти не могут должным образом администрировать направляемый на наш потребительский рынок, на рынок Российской Федерации, мясную продукцию из других стран, завоз которой не только в Россию, но и в страны Евросоюза, запрещен. Таким образом, не расторопность польских властей наносит ущерб польским производителям.



Данила Гальперович : Между тем в кулуарах саммита ходили упорные слухи о том, что, во-первых, Польша может снять свое вето на начало переговоров по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве, а во-вторых, российская делегация не слишком огорчена паузой в этих переговорах, даже, скорее, наоборот. Рассказывает работающий на саммите в Хельсинки корреспондент газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов.



Аркадий Дубнов : Уже известно хорошо, что руководство Евросоюза на переговорах будет требовать того, чтобы в этот новый договор были включены те положения Энергетической хартии, из-за которых Москва отказалась ратифицировать эту хартию. Фактически Евросоюз пойдет на подмену Энергетической хартии договором, частью которого станут эти положения, не устраивающие Москву. Поэтому нет никакой заинтересованности Москвы в таком срочном начале переговоров. Гораздо больше Москву может интересовать пролангирование старого, истекающего в декабре 2007 года, в котором не будет обязывающего Москву положения.



Данила Гальперович : Казалось бы, все в контактах Россия-ЕС проникнуто прагматизмом, и все проблемы вроде бы поддаются решению, однако общая атмосфера, в которой эти проблемы решаются, становится все мрачнее, несмотря на дипломатичные улыбки участников Хельсинкского саммита. Даже если еврочиновники не слишком хотят говорить с Владимиром Путиным о таких вещах, как смерть Александра Литвиненко, им приходится это делать, так как событие это масс-медиа и общественность Запада считают одной из главных новостей.



Кирилл Кобрин : Дипломатический редактор британской газеты "Таймс" Майкл Биньон считает, что противоречия между Москвой и Брюсселем носят системный характер, и уладить их будет непросто. Вот что он сказал в интервью Радио Свобода.



Майкл Биньон : С обеих сторон значительные подозрения. Европейский Союз обеспокоен тем, что Россия постепенно превращается во все менее и менее демократическое государство, а также тем, что она становится все менее надежным партнером в энергетической сфере. Евросоюз подозревает, что Россия может использовать свои энергоносители в политических целях. Со своей стороны Россия полагает, что Европейский Союз стремится вмешиваться в ее внутренние дела и диктовать ей условия ее собственного демократического развития.



Наталья Голицына : В будущем году истекает срок соглашения о партнерстве и сотрудничестве Евросоюза и России. Какие главные проблемы должны быть решены, чтобы новое соглашение было подписано?



Майкл Биньон : Главная проблема, которой озабочен Евросоюз, - это свободный доступ на растущий российский рынок, в особенности, на рынок энергоносителей. Россия отказывается ратифицировать Энергетическую хартию и не позволяет европейцам использовать трубопроводы, принадлежащие "Газпрому" и других нефтяным компаниям. Россия же жалуется на применение Евросоюзом дискриминационных тарифов в торговле. Вызывает споры и свободное перемещение капиталов между ЕС и Россией, особенно российских капиталов. У России вызывает подозрение, что Евросоюз намерен диктовать ей политические условия в области торговли. Это касается торговых тарифов, разного рода квот и анти демпингового законодательства. Но более всего их разделяют взгляды на демократическое развитие России.



Наталья Голицына : Насколько все же обоснованы опасения европейских стран, что Россия может использовать свои энергоносители в качестве рычага политического давления?



Майкл Биньон : Эти страхи совершенно реальные. Они получили подтверждение, когда примерно год назад Россия отключила Украину от газоснабжения из-за того, что та отказалась оплачивать поставки газа по новому тарифу. Конечно, европейцы понимают, что такие отключения делаются по коммерческим соображениям. Однако из-за таких прецедентов возникли опасения, что тоже самое может делаться и по политическим причинам. Существует обеспокоенность тем, что у стран Евросоюза нет достаточных энергетических ресурсов и надежного их поставщика, полностью зависимого от страны на политику, которую они могут положиться. Вот почему многие полагают, что Европе необходима энергетическая диверсификация, причем не связанная с Россией. Россия же усматривает в этом растущие в Европе антироссийские настроения, ставящие под удар ее колоссальный источник экспортных валютных поступлений.



Наталья Голицына : В опубликованной на этой неделе в газете "Файненшел Таймс" статье Владимир Путин, комментируя такие опасения, отвечая на угрозу Польши наложить вето на новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве, предупреждает, что все это чревато новым разделением Европы. "Нельзя позволить прошлому разделить нас", - пишет российский президент. Не усугубляют ли восточноевропейские страны растущее недоверие между ЕС и Россией?



Майкл Биньон : Действительно, эта проблема усугубляется. Позиции бывших членов советского блока и бывших республик Советского Союза, которые намного подозрительнее относятся к России, чем другие члены Евросоюза. Факт, что многие министры в таких странах как Польша или прибалтийские государства призывают Европейский Союз отказаться от дальнейшего развития отношений с Россией. Россия же считает, что политика ЕС мотивирована предрассудками и подозрениями, исходящими из этих стран, а это очень затрудняет партнерство ЕС и России, потому что обе стороны полагают, что другая сторона ведет нечестную игру.



XS
SM
MD
LG