Ссылки для упрощенного доступа

Генно-модифицированные продукты из США получили свободный доступ на российский рынок


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.


Александр Гостев: 19 ноября министр экономики и торговли России Германом Грефом и торговый представитель Соединных Штатов Сьюзан Шваб подписали двустороннее соглашение между Россией и США о вступлении в ВТО.


В рамках этого соглашения было подписано и так называемое «обменное письмо» по вопросам регулирования современных сельскохозяйственных биотехнологий. Этот документ фактически гарантирует американскому лобби право непосредственно влиять на вопросы, связанные с принятием решений в сфере прав потребителей: от регистрации генно-модифицированных до определения режима маркировки продуктов, содержащих генетически модифицированные источники.


Марина Катыс: В письме, в частности говорится о необходимости немедленно зарегистрировать все линии генетически модифицированных культур, в отношении которых имеется положительное заключение по оценке риска. Более того, ежегодно российская сторона должна будет проводить консультации с американской стороной по вопросам продления срока регистрации трансгенных продуктов.


Прокомментировать появление этого «обменного письма» я попросила директора по программам Гринпис Россия Ивана Блокова.


Иван Блоков: 19-го числа, за один день, Герман Греф обменялся письмами с Сьюзан Шваб, в частности в письме, которое было связано с генно-модифицированными организмами, Россия взяла на себя очень серьезные обязательства. Любопытно, что при этом никаких обязательств со стороны Соединенных Штатов в данном случае не было взято. В этом письме Россиская Федерация предполагает сделать, по крайней мере, одно действие, которое может быть незаконным - письмо от 19-го ноября. Россия обязуется к 15 ноября 2006 года зарегистрировать все заявки, которые получили положительное заключение об использовании генно-модифицированных организмов в питании.


Марина Катыс: Как такое может быть? Все-таки достаточно серьезные люди - министр экономики и торговли России и представитель США - подписывают документ 19 нобря и в нем задним числом уже говорится о том, что Россия взяла на себя обязательства 15 ноября, то есть четыре дня назад, все зарегистрировать.


Иван Блоков: Я думаю, что это связано просто с тем, что все делалось в абсолютной спешке. Письма, которыми обменялись Российская Федерация и Соединенные Штаты, также предусматривают то, что Росийская Федерация будет в обязательном порядке консультироваться с американской стороной практически по вем нормативным актам, которые будут связаны с генно-модифицированными растениями. И хотя в этом письме есть вполне логичные утверждения о прозрачности всей системы, о предсказуемости, это очень хорошо обосновывается в науке, это великолепно, но все это декларативные вещи. А вот конкретные пункты, которые указаны... Например, российская сторона обязуется обеспечить американской стороне возможность вносить замечания по вопросам постоянно действующей системы одобрения регистрации продуктов питания в современной биотехнологии в предварительном режиме и обязуется учитывать эти замечания. Понятно, что обязуется учитывать эти замечания - это не значит их принимать. Но, тем не менее, ни одной другой стране мира подобного рода привилегии не предоставлены.


Марина Катыс: То есть фактически США по этому документу полностью контролируют ситуацию на рынке ГМ-культур на территории Российской Федерации?


Иван Блоков: Нет, такого жесткого, я бы не сказал, поскольку Соединенные Штаты не могут контролировать ситуацию на рынке, но они могут вмешиваться на любом этапе и давать советы, которые Россия обязана учесть. Учесть - это не значит принять в обязательном порядке. Но то, что Россия обязалась фактически все проекты по изменению законоадтельства предсатвлять Соединенным Штатам на комментарий, это факт, который вытекает из этого письма.


Марина Катыс: А с чем вообще это связано? Ну, хорошо, какая была необходимость Рсосийской Федерации вступать в такие странные отношения с Соединенными Штатами относительно ГМ-культур? Это что, было обусловлено вступление в ВТО такими документами?


Иван Блоков: Обмен этих писем, он размещен на соответствующем сайте Соединенных Штатов. Интересно, что в Российской Федерации указанные письма не размещены, информация в прессу и публике предоставлена не была. И совершенно очевидно, что это одно из условий, которым было обусловлено вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Совершенно очевидно, что это направлено не на то, чтобы Российская Федерация справедливо участвовала в какой-либо международной торговле, а на то, чтобы Соединенные Штаты получили достаточно четкий доступ и контроль к тому, что происходит в России, чего сйечас нет, потому что это, безусловно, внутренние дела Российской Федерации.


Марина Катыс: Иными словами, чтобы генетически модифицированные продукты производства США получили сволодный доступ на российский рынок.


Иван Блоков: Безусловно, хотя впрямую это не сказано и прямо из данного документы это не следует. Но совершенно очевидно, что это еще один шажок к тому, чтобы российский рынок стал открытым для генно-модифицирвоанных продуктов производства США и для биотехнологий Соединенных Штатов. До настоящего времени, как наверняка большинство слушателей знают, в Российской Федерации не было разрешено выращивать ни одну генно-модифицированную культуру, разрешено к питанию было только около 10 продуктов. Сйечас должны пересматриваться вопросы лицензии, поскольку истекают сроки их регистрации. Я так понимаю, что это письмо в том числе связано с вомзожностью прекращения действия лицензии за появление новых научных данных о потенциальном вреде генно-модифицированных организмов.


Марина Катыс: То есть в принципе сейчас ситуация близка к тому, что испльзование на территории России генетически модифицированных организмов может быть запрещено, исходя из данных, полученных на территории Российской Федерцаии. Но в связи с этим письмом, подписанным Грефом, ситуация меняетяс прямо на противоположную.


Иван Блоков: Я бы сказал, что сейчас вполне реальна ситуация, что многие, если не все продукты, разрешенные к использованию в пищевой промышленности в России, не будут разрешены. Разрешение будет изъято. И вот это письмо жестко устанавливает уже прошедший, как вы видите, срок регистрации, что по сути означает, что США очень быстро толкают Россию продлить на следующие 5 лет соответствующий сертификат.


Марина Катыс: Если говорить применительно к обычным людям, которые покупают продукты в магазине, какие это будет иметь последствия?


Иван Блоков: Если все пункты будут реализованы, а комментарии Соединенных Штатов будут приняты, то, безусловно, количество генно-модифицированных ингредиентов, используемых в продуктах, увеличится и не факт, что люди будут об этом знать. Поскольку в данном письме специально рассматривается вопрос о маркировке. И хотя не предусматривается запрет обязательной маркировки, но интересно, что сказано, что Росийская Федерация будет гарантировать, что данная система будет прозрачна и предсказуема, а также обязуется обеспечить американской стороне возможность вносить замечания по вопрсоам маркировки в предваритеьлном режиме. Это звучит, мягко скажем, как издевательство над здравым смыслом, поскольку уже существует обязательность маркировки, она прозрачная, она совершенно очевидная. И что хотелось сказать этим? - только возможность по-новой рассмотреть вопросы маркировки и изменить существующее сейчас положение законодательства.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG