Ссылки для упрощенного доступа

Эпидемия COVID-19 в Испании. Все круги коронавирусного ада


Люди на балконах в Мадриде каждый вечер аплодируют медикам, благодаря их за самоотверженность. 29 марта
Люди на балконах в Мадриде каждый вечер аплодируют медикам, благодаря их за самоотверженность. 29 марта

Испания – одна из стран, которую пандемия COVID-19 поразила больше всего. По состоянию на середину дня 31 марта здесь уже заразились почти 89 тысяч человек и умерли почти 7800 (второе место в мире по этому показателю). Среди больных – большой процент медицинских работников, а также отправленных на борьбу с пандемией полицейских и военных. В больницах отчаянно не хватает защитных средств. В дефиците в Испании сейчас практически все – от продуктов питания до похоронных услуг, покойников вывозят для кремации на армейских грузовиках.

Видеозаписи, сделанные журналистами и обыкновенными людьми, о происходящем сейчас в Испании, производят гнетущее впечатление. Солдаты выносят из дома для престарелых трупы постояльцев, а мертвые и полуживые старики, зараженные вирусом, были брошены разбежавшимся персоналом. Съемки больных, лежащих прямо на полу в коридоре в одной из мадридских клиник.

Панорама гигантского импровизированного морга в мадридском торгово-развлекательном центре "Ледовый дворец". Старушка, дрожащими руками шьющая защитные маски для родственников и соседей. Юная женщина-врач, бледная, с распухшими от слез и усталости глазами, призывает людей соблюдать карантин. Есть и более оптимистичный сюжет: полицейские в полном снаряжении поют и танцуют под гитару, пытаясь таким образом морально поддержать приунывших в карантине жителей, особенно детей, одного из поселков вблизи города Пальма на Майорке.

Не оставляет равнодушным отчаянный призыв о помощи Марии-Тересы, пенсионерки из мадридского рабочего пригорода Леганес:

"Нам нужна помощь! Леганес умирает. В больнице нет мест. Мне сказали, что мой муж в очень тяжелом состоянии. Он при смерти. Ему нужен аппарат искусственной вентиляции легких. Но ни аппарата, ни места в клинике для него нет. Оно вроде бы появилось, но досталось 44-летнему мужчине. Ведь у нас теперь проводится селекция: кому жить, а кому нет. Это ужасно, когда человека обрекают на верную смерть. Мы имеем право жить – мы работали всю жизнь. Помогите!"

Испанские города представляют в эти дни удручающую картину. Опустевшие из-за карантина улицы, закрытые школы и университеты, магазины, бары и рестораны. Необычная тишина, которую нарушают лишь сирены машин скорой помощи.

Страдания и смерть, самопожертвование – отчаянный труд врачей, мужество профессиональных спасателей и волонтеров. И даже священников: пресса свидетельствует, что никто из них не отказывает в духовной помощи больным, например, молодым парам, оказавшимся в больнице с коронавирусом и пожелавшим перед угрозой смерти вступить в законный брак.

И вместе с тем вопиющая, по мнению врачей, журналистов, аналитиков и политологов, некомпетентность и халатность некоторых чиновников. Именно их бездеятельностью они объясняют, почему страна пока остается беззащитной перед эпидемией. Это мнение разделяет, к примеру, работающий в Мадриде доктор Фернандо Гонсалес:

"Я врач в отделении интенсивной терапии. Мы видим, как ежедневно умирают очень много людей. У нас нет средств борьбы с этой COVID-19, не хватает персонала. Нет даже обычных кроватей, не говоря уже об оборудовании для реанимационных отделений. Наша система здравоохранения в коллапсе. Умирают не только старики, но и люди 30–40–50 лет".

Медики вывозят тела умерших от COVID-19 из мадридского госпиталя "Мараньон"
Медики вывозят тела умерших от COVID-19 из мадридского госпиталя "Мараньон"

Испанцев возмущает многое. Как, к примеру, понять, что дефицитные маски, закупаемые за границей министерством здравоохранения для государственных больниц на средства благотворителей, продаются в частных аптеках, да еще и по цене, в шесть раз превышающей их обычную стоимость? Рупором протеста испанцев против бюрократизма и коррупции стал врач Хесус Кандель из Гранады:

"У нас нет средств индивидуальной защиты: масок, халатов и перчаток. А ведь врачам скорой помощи полагается менять эти средства всякий раз, когда мы общаемся с новым пациентом. Но нам говорят, что это невозможно – средства защиты следует экономить. Мы готовы работать столько, сколько понадобится – по выходным, по ночам. Мы готовы ко всему. Но народ должен требовать от чиновников, чтобы медперсонал обеспечили всем необходимым".

Непонятное творится и с тест-системами для диагностики заражения. Чиновники закупили в Китае 650 тысяч тестов. Но когда товар стал поступать в страну, выяснилось, что он непригоден. Известно, что сам Пекин заранее предупреждал Мадрид о возможном низком качестве продукции этой китайской фирмы, поскольку она производилась без соответствующей лицензии. Теперь тесты придется вернуть. Когда клиники получат необходимое – неизвестно. Пока же далеко не все больные проходят тестирование, и, похоже, не только из-за необходимости экономить. Рассказывает мадридский инженер Хавьер Негре:

"У моего отца была высокая температура. Он обратился в отделение неотложной помощи мадридской клиники "Пуэрта-де-Йерро". Но ему не стали делать тест на коронавирус, хотя у него были все симптомы этого заболевания. Врач пояснил, что министерство здравоохранения распорядилось не подвергать тестам всех заболевших. Лишь тяжелобольных – чтобы не фиксировать диагноз, не увеличивать официальное число заболевших и не провоцировать таким образом шумиху в прессе".

Пока доктор Кандель и другие активисты требуют помощи и ругают бюрократов, многие их коллеги ищут самостоятельный выход из создавшейся ситуации. В ход идут, помимо самодельных масок, так называемые "лицевые щитки сварщика" и маски для подводного плавания. Туловище предлагается защитить пластиковым мешком для мусорных баков – в нем лишь следует проделать отверстия для головы и рук. Перчатки можно "умыкнуть" из фруктово-овощных отделов супермаркетов и с бензоколонок. Что касается военных спасателей, то для изготовления масок они используют машинки, предназначенные для ремонта парашютов. Тем временем некоторые инициативные испанцы стали даже самостоятельно делать аппараты искусственной вентиляции легких с помощью 3D-принтеров. Активно работает и полиция. Говорит ее официальный представитель Рикардо Гутьеррес:

"Мы порой сталкиваемся с людьми, явно не солидарными со своими соотечественниками – не желающими соблюдать карантин. Некоторые из них подвергаются штрафу, а другие подпадают под статьи уголовного кодекса. Мы, к примеру, нашли одного гражданина, который подделал удостоверение военнослужащего, чтобы свободно разъезжать по городу".

Очередь за продуктами на входе в торговый центр в Барселоне
Очередь за продуктами на входе в торговый центр в Барселоне

Борется испанская полиция и с интернет-преступниками, которые очень оживились в последние недели. Они предлагают услуги в сфере онлайн-торговли – обещают все те же маски и чудодейственные лекарства от коронавируса. И все это, разумеется, лишь для хищения денег с банковских счетов доверчивых жертв. Но больше всего полиции приходится иметь дело с административными нарушениями. Попала в полицейскую хронику, к примеру, история некой 30-летней россиянки. Она решила переждать эпидемию в горах под Мадридом, куда отправилась с возлюбленным-перуанцем, тоже иммигрантом. Пара построила шалаш и стала в нем жить. Но очень скоро они поняли, что в горах холодно, еда на исходе, а обратную дорогу найти трудно. По мобильному телефону они обратились в полицию. Пару нашли, довезли до электрички и оштрафовали на 1200 евро за нарушение карантина.

XS
SM
MD
LG