Ссылки для упрощенного доступа

Алые маки «Киргизфильма»


Выпускник ВГИКа Андрей Кончаловский приехал во Фрунзе в 1965 году и застал начало расцвета киргизского кино. Здесь он снял свою дипломную работу — фильм «Первый учитель»
Выпускник ВГИКа Андрей Кончаловский приехал во Фрунзе в 1965 году и застал начало расцвета киргизского кино. Здесь он снял свою дипломную работу — фильм «Первый учитель»

Кинофабрика «Киргизфильм», как и большинство национальных студий, возникла на культурной карте Советского Союза как инструмент пропаганды большевиков. В 1939-м году во Фрунзе был организован корреспондентский пункт кинохроники, в 1942-м на его базе возникла «Фрунзенская студия кинохроники», в 1956-м она была реорганизована в киностудию документально-художественных фильмов.


Важно отметить, что первая киноустановка появилась в Пишпеке (ныне Бишкек) в 1917 году. Ее владельцем был частный предприниматель, представляющий французскую кинофирму «Братья Пате и компания», который демонстрировал публике незамысловатые короткометражки.


Название «Киргизфильм» родилось в 1961 году. Но первая полнометражная игровая картина «Салтанат», посвященная семейным проблемам, была снята на базе киностудии «Мосфильм» в 1955 году режиссером Василием Прониным.


О киргизском национальном кинематографе заговорили в 1960-е годы с появлением в Средней Азии большого и серьезного писателя Чингиза Айтматова. Его мощная проза легла в основу большинства сценариев, реализованных на местной студии. В чем секрет кинодраматурга Айтматова? Почему он был востребован советским кинематографом в 1960-е и 1970-е годы? На этот вопрос отвечает известный сценарист Рустам Ибрагимбеков: «Прежде всего, это связано с многослойностью прозы Айтматова. В основе любого его произведения, от самых первых — "Тополек мой в красной косынке" до больших романов, лежит всегда ясная, простая и очень трогательная человеческая история, где очень точно расставлены психологические акценты и тонко выверены взаимоотношения. И это то, что нравится самому широкому зрителю. Одновременно с этим, с самых первых шагов, Айтматов тяготеет к философской притче, и поэтому, рассказывая о каких-то историях, с точным географическим местом и временем, он моделирует, какие-то очень важные особенности современного мира. И эти, на первый взгляд, простые истории, на самом деле, отражают очень важные и существенные качества сегодняшних проблем, людей, взаимоотношений и так далее. Я бы даже сказал не сегодняшних, а вечных проблем. Вот это вот сочетание, с одной стороны, действенной, активной прозы, которая содержит в себе все необходимое для того, чтобы и режиссер, и актер нашли достаточно интересные события для существования в театре и на экране. С другой стороны — глубина, которую может постичь уже только тот, кто способен на эту глубину опуститься. И поэтому он интересен одновременно и бесхитростному читателю и зрителю, и достаточно глубокому подготовленному интеллектуалу. Рассказывая частную правду, он одновременно рассказывает о самых важных сущностных вопросах человека во все времена его существования».


«Первый учитель»


Одним из первых экранизировал Айтматова режиссер Алексей Сахаров. В 1961 году он снял картину «Перевал» на основе повести «Тополек мой в красной косынке» Затем к известному прозаику обратилась Лариса Шепитько, которая дебютировал в большом кино с фильмом «Зной» по мотивам рассказа «Верблюжий глаз». В этом кинопроизведении своеобразно была показана борьба нового со старым. Чуть позже, в кино пришел Андрей Кончаловский с картиной «Первый учитель». Сценарий написал по прозе Айтматова драматург Борис Добродеев. Выпускник ВГИКа Кончаловский приехал во Фрунзе в 1965 году и застал начало расцвета киргизского кино: «Там снимал Толомуш Океев, в прошлом звукооператор, он работал у нас в студии. Со мной начинал и Болот Шамшиев. Такая молодая поросль. И очень интересная была школа документалистов, этакое забавное гнездо диссидентства. Документальное кино вообще сложно делать не диссидентским. Камеру поставил и что не снимешь — антисоветчина. Там были очень интересные ребята, я забыл их фамилии, но они там снимали документальное кино, которое часто запрещали. По-моему, Миша Суслов, оператор, который в Америке сейчас, он тоже там был. Это было замечательное время ренессанса советской послевоенной культуры. В Киргизию пошли деньги, возникла, в определенном смысле, целая школа. Я думаю, к этому процессу тоже имел отношение. Собственно, моя первая картина "Первый учитель" — это дипломная работа. В принципе, счастливое время».


В картине Андрея Кончаловского снялась совсем юная Наталья Аринбасарова и сразу заявила о себе как серьезная актриса. За свою работу в картине «Первый учитель» она получила на кинофестивале в Венеции кубок «Вольпи» — одну из высших наград кинофорума, сам фильм был удостоен Серебряной медали. Конечно же, славу киргизскому кино принесли режиссеры Толомуш Океев и Болот Шамшиев. Оба они обязаны своей карьерой Чингизу Айтматову. Болот Шамшиев экранизировал популярную в те годы повесть «Белый пароход» и завоевал множество призов на международных кинофестивалях. Толомуш Океев снял картину «Красное яблоко» по одному из рассказов писателя; фильм также попал на мировые экраны и получил немало наград.


Два разных талантливых режиссера


Между Толомушем Океевым и Болотом Шамшиевым на протяжении многих лет шла негласная борьба за лидерство на «Киргизфильме» и за право экранизировать классика Айтматова. О том, чем отличались эти два художника, рассказывает Рустам Ибрагимбеков: «При всей похожести — это разные режиссеры. Оба очень талантливые. Толомуш первой своей картиной "Небо нашего детства" показал, что он как бы тяготеет к кинематографу, стилистически похожему на документальное кино, очень достоверное. В нем он старался пригасить, так сказать, очень сгущенную драматургию, сильные страсти, достаточно яркие столкновения. Все это он старался погрузить в такое естественное течение жизни и создавал полное ощущение какой-то очень высокой достоверности. А Болот, он как раз сторонник более открытых чувств, более явных драматических столкновений. Я недавно читал очень хороший сценарий, который не снят, комедию, и я вижу, что этот человек склонен к такой достаточно откровенной и вместе с тем вполне современной, прямой, что ли драматургии, в которой как бы сталкиваются идеологии. Если у Толомуша это всегда все выражается очень просто, обыденно, то Болот не чурается прямых идеологических заявлений героев, столкновений на более открытом уровне. Порой даже создается ощущение, что и за тем, и за другим персонажем стоит автор и режиссер с его точкой зрения на мир и на все остальное. Это два разных подхода. Так что, это два очень больших режиссера, которые сохранили в себе абсолютное эмоциональное своеобразие, но по уровню мышления и мастерству вышли на уровень высокого мирового кинематографа».


«Киргизфильм» сегодня


Сегодня «Киргизфильм» — почти не снимающая киностудия. По коридорам некогда успешной кинофабрики прошелся корреспондент Радио Свобода в Бишкеке Султан Каназаров: «От некогда мощной киностудии "Киргизфильм" сегодня осталось всего лишь здание. На киностудии "Киргизфильм" за последние 15 лет независимости республики было снято два полнометражных фильма. Но это не означает, что киргизские режиссеры сидят без дела. Фильмы выпускаются, но не на бюджетные средства, а на частные пожертвования.


Нурлан Абдыкадыров — режиссер одного из двух фильмов, снятых за государственные деньги. Автор считает, что проблема не в плохом финансировании кинопроизводства, а в отсутствии мощных художников: «Конечно, если человек личность, если человек талантливый, если у него есть идеи, он не будет сидеть и ждать, пока выйдет указ президентов Бакиева или Акаева, что надо во что бы то ни стало сделать так, чтобы "Киргизфильм" расцвел, нужно какие-то принять меры к процветанию. Это всего-навсего фабрика, продукцию которой создают личности. Личности никаким указом не создашь».


Очень часто и много говорится о так называемом «киргизском чуде» 60-х годов прошлого века, когда плеяда режиссеров сняла такие нашумевшие картины, как «Белый пароход», «Это лошади», «Выстрел на перевале Караш-Караш», «Алые маки Иссык-Куля» и многие другие. Это были очень кассовые и популярные картины, горячо любимые далеко за пределами горной республики. Но, к сожалению, уже в 80-х годах киргизское кино не поставляло на экраны СССР мощных картин. Тем не менее, этот промежуток воспитал режиссеров, которые, несмотря на практическое отсутствие финансирования со стороны государства, смогли снимать неплохие картины даже в тяжелые 90-е годы. В здании «Киргизфильма» арендуют помещения несколько десятков частных киностудий, которые продолжают снимать кино, в основном на деньги западных инвесторов. Как частные, так и государственные картины на сегодняшний день в Кыргызстане снимаются на мизерные средства. К примеру, последний фильм, снятый по госзаказу, имеет бюджет всего 48 тысяч долларов. В частных компаниях бюджет картин составляет не более 70 тысяч долларов. И то, что кинорежиссеры на такие маленькие деньги продолжают снимать кино, это и есть второе чудо в киргизском кино, говорит режиссер Эрнест Абдыжапаров: «Как бы мы ни говорили, но государство практически не уделяет внимания вообще кинематографу. Кино, скажем, если взять 90-е годы, то оно продержалось благодаря просто голому энтузиазму кинематографистов. И то, что сейчас о нас говорят, это само по себе уже чудо».


В здании киностудии «Киргизфильм» я встретил заместителя председателя омбудсмена, главного государственного правозащитника Сыдыка Шернияза. Оказывается чиновник на свои деньги в качестве режиссера снимает полнометражный фильм. Это не удивительно, говорит чиновник-режиссер, у нас в стране настолько все политизировано, что напоминает кино. Омбудсмен посоветовал депутатам парламента сменить кресло законодателя на актерскую гримерку: «Но если не половина, то четверть парламента, если они попробовали себя в качестве режиссера или актера, у них эта деятельность получилось бы гораздо лучше», — считает Сыдык Шернияз.


Современные киргизские режиссеры пытаются снимать авторское кино минимальными средствами. Главные герои — это обычные люди, преимущественно из сельских регионов, пытающиеся выжить в новой постсоветской Киргизии.


XS
SM
MD
LG