Ссылки для упрощенного доступа

В Музее имени Пушкина открылась выставок масок


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Виктор Нехезин: "Маски. От мифа к карнавалу", так называется выставка, открывшаяся в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. Эта экспозиция приурочена к традиционному музыкальному фестивалю музея "Декабрьские вечера Святослава Рихтера".



Лиля Пальвелева: В Пушкинском музее попытались объять необъятное: тема маски в культуре человечества бездонна. Выставку готовили 3 года, получилась она большой (простое перечисление музеев, предоставивших свои экспонаты, заняло бы слишком много времени), но все же нельзя сказать, что история маски рассказана полностью. Скорее, обозначены некоторые вехи. Первая - погребальные маски, где посетителей ждут самые неожиданные впечатления. Рядом с хорошо всем известными древнеегипетскими масками - большая редкость, древние хакасские слепки с лиц умерших. Около этой витрины все останавливаются надолго, ведь слепки обеспечивали абсолютное портретное сходство изображения с теми, кто - вдумайтесь! - жил несколько тысяч лет назад.


В других разделах - маски ритуальные, театральные, карнавальные, разных времен и народов, подлинные и изображенные на картинах, сосудах и статуэтках. Весь этот пестрый многоликий материал надо было как-то организовать, что и поручили сделать Борису Мессереру, известному театральному художнику, который уже не первый раз создает экспозиции к «Декабрьским вечерам».



Борис Мессерер: Проблема очень трудная, потому что здесь большое разнообразие и очень сложные задачи для показа. Потому что то, что вы видите на галерее, маски разных стран, требует такого оригинального решения по той причине, что, если маски выставить просто каким-то рядом неким, они могут вдруг начать напоминать нам некий колумбарий. Поэтому нужно было придумать вот такие огромные витрины, чтобы там их уже располагать свободно и чтобы они никоим образом не наскучили, а наоборот, это, может быть, самая интересная для художника игра воображения: маленькая маска и вдруг огромная маска или огромное изображение человека. Если говорить о маске, то сразу хочется вспомнить и Италию, комедию дель арте и уже фигуры входят в композицию, костюмы вместе с масками (два из них вы видите здесь и там при входе), это тоже была своего рода эпопея. Хотелось найти концы, остатки этой комедии дель арте, Венеции, даже специально мне пришлось туда ездить, обойти все музеи, чтобы что-то достать. Мало что осталось от комедии дель арте, но представить ее было необходимо.



Лиля Пальвелева: К сказанному Борисом Мессерером добавим: вся музыкальная программа «Декабрьских вечеров» этого года так или иначе связана с маской и маскарадом.


XS
SM
MD
LG