Ссылки для упрощенного доступа

Менял ли Папа Римский свою позицию по вопросу вступления Турции в Европейский союз


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие журналист Алексей Букалов.



Андрей Шароградский : Папа Римский Бенедикт XVI , находящийся с визитом в Турции, сегодня отслужил мессу у христианской святыне дома Святой Девы Марии в Эфесе. В программе второго дня визита значится его первая в рамках поездки в Турцию встреча с патриархом Константинопольским Варфоломеем. Но уже можно подводить итоги первой, назовем ее официальной части визита, целью которой понтифик провозглашал укрепление диалога между мусульманами и христианами. Вот одно из заявлений, сделанных Папой в Анкаре.



Бенедикт XVI : Мне кажется, срочной необходимостью сегодня, когда христиане и мусульмане вошли в новый период истории, осознать и развивать духовные связи, которые объединяют нас на благо всех людей, во имя мира, свободы, социальной справедливости и духовных ценностей.



Андрей Шароградский : Мой собеседник, освещающий визит, римский журналист, специалист по Ватикану Алексей Букалов.


Алексей, скажите, насколько, по-вашему, первая часть визита Папы Римского в Турцию соответствует ожиданиям, которые понтифик возлагал на этот визит?



Алексей Букалов : Мне кажется, что она даже превзошла его ожидания. Он совершенно подчеркнуто беспокоился по поводу этого своего первого визита в исламскую страну, особенно на фоне тех демонстраций протеста, которые прошли накануне визита, и сказал перед отъездом, что «я обеспокоен, тем более, я должен ехать». Прошло все очень гладко и, я бы сказал, достаточно пристойно.


Были всякие нюансы и с одной, и с другой стороны. Например, добавил Папа к тем текстам, которые были заранее подготовлены, несколько слов по поводу Европейского Союза, что он как бы никогда так особенно ничего не говорил по этому поводу. Хотя как раз говорил в 2004 году в интервью газете «Фигаро», будучи еще кардиналом, что это две вещи несовместимые – Евросоюз и Турция. Но здесь это как бы было опущено. Больше того, пошел к президенту не надел крест. Поэтому сегодняшние газеты вышли под заголовками, что это дружеский визит, а не крестовых поход. С другой стороны, премьер-министр и президент Турции не называли его Ваше святейшество, что сначала было немножко удивительно, а называли его упорно Ваше превосходительство, что, в принципе, не его титул, но подчеркивает светский, я бы сказал, государственный характер этого визита.



Андрей Шароградский : Алексей, многие действительно считают большим сюрпризом, что Папа поддержал идею вступления Турции в Европейский Союз. Вы упомянули о том, что до сих пор в его адрес звучали обвинения в том, что он не поддерживает идею, укрепляет этим влияние фундаменталистов Турции. Как можно объяснить изменение позиции Папы по этому вопросу? Как вы считаете, было ли это изменение позиции?



Алексей Букалов : Я думаю, что на самом деле этого изменения позиции не было. Папа в основу своих европейских воззрений ставит тезис общих христианских корней Европы. В этом, между прочим, он сходится, скажем, с Русской Православной церковью, вообще, с православием. Поэтому он как-то так легко, конечно, с моей точки зрения, от этого тезиса не откажется.


Что касается каких-то сотрясений воздуха в Турции, то все это проходило на фоне заявлений государственного секретаря, и пресс-секретаря Папы, которые при этом отмежевывались как бы от обсуждения этой темы, подчеркивая, что Ватикан не имеет позиций по этому вопросу, поскольку не принадлежит к европейскому сообществу.



Андрей Шароградский : Очень много пишет пресса о том, что приняты чрезвычайные меры безопасности. Как это сказывается на удобстве делегации из Ватикана, на удобстве тех журналистов, которые освещают этот визит?



Алексей Букалов : Вы знаете, всегда ватиканская пресс-служба отличается довольно суровыми нравами. Например, нам в 5 часов утра вручают тексты речей. Поэтому у нас режим особый. Что касается турецкой стороны, то действительно поездка на автобусе от аэродрома до Эфеса, где был месса у дома Девы Марии, производил впечатление поездки по выжженной земле. Потому что перекрыто все движение. Под каждым кустом стоит солдат. Это производит впечатление, наверху вертолет. Но, с другой стороны, это как бы большая ответственность. Знаю, что к организации мер безопасности были привлечены эксперты НАТО, Израиля. Это совместное творчество, я думаю, с консультации и при благодарном участии Ватикана.


XS
SM
MD
LG