Ссылки для упрощенного доступа

В Москве прошел первый частный российский земельный аукцион


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Подмосковье Вера Володина.



Кирилл Кобрин: В Москве прошел первый частный российский земельный аукцион. И участники, и эксперты согласны: первый аукцион прошел не очень удачно, торговля шла довольно вяло. Пикетчики, которые проводили вчера пикет против аукциона, считают, что это они сорвали аукцион.



Вера Володина: На продажу выставлялись земли Клинского и Волоколамского районов - это десятки земельных участков общей площадью 700 гектаров вдоль Новорижского шоссе от 85 до 125 километров от МКАД. Вчерашний аукцион был первым из серии, запланированной до середины декабря. Выставлялось 11 лотов (по другим данным, 17), по стартовым ценам было продано 3 земельных участка в окрестностях деревни Щекино Клинского района. Пикет против продажи этих земель организовали три общественных организации из Клинского района, в том числе Общество охраны природы. Руководитель Юрий Самсонов был в числе еще 10 пикетчиков, он утверждает, что не только общественники-экологи против этой продажи, но и бывшие колхозники.



Юрий Самсонов: На продажу выставлены те земельные участки, на которых у них посеяны многолетние культуры, озимые. И про то, что в следующем году эти земли будут отданы под застройку коттеджей, никто из них даже в принципе не знал. Идут судебные разбирательства. Они оказались в собственности вот этих бизнесменов и, как теперь уже получилось, государственных служащих. Один из собственников стал одним из руководителей Клинской кадастровой палаты. Там при оформлении всех сделок, регистрации собственности осуществлялись грубейшие нарушения законодательства.



Вера Володина: Впрочем, защищающие колхозников могут делать это просто бесконечно.



Юрий Самсонов: У нас уже сколько раз было, когда мы колхозникам возвращали их земельные доли, незаконно отнятые, они все равно потом продавали их также за бесценок этим же гражданам.



Вера Володина: Но, несмотря на это, клинские правозащитники не отступают от борьбы - в пикетах и в судах...



Юрий Самсонов: А из нарушений, например, еще также могу привести тот факт, что эти земли сельхозназначения были нарезаны на земельные участки по 20-30 соток, хотя по закону у нас как раз для ограничения спекуляций сельхозземлей ограничение по закону Московской области - меньше 2 гектаров нарезать участки сельхозназначения нельзя. Эту сельхозземлю покупали под застройку и нарезали ее с грубым нарушением законодательства.



Вера Володина: Эти земли, утверждает Юрий Самсонов, являются своеобразным экологическим коридором к национальному парку "Завидово", клинские экологи добиваются в то же время для лесов южнее "Завидово" статуса особо охраняемых природных территорий. Такое направление в защиту экологии может оказаться для Подмосковья магистральным, возможно, используемым и для земель сельхозназначения, ведь более 70% земельного рынка области составляют именно земли бывших колхозов. Сделки по купле-продаже земли заключаются прежде всего для домостроительства, и две трети сделок совершается с целью дальнейшей перепродажи земли. Евгений Рябошапко, руководитель отдела имущественно-земельных отношений компании "Интелис", объединяющей профессиональных юристов в сфере недвижимости...



Евгений Рябошапко: Основной массив предложений земель в Подмосковье сейчас приходится на участки сельхозназначения. Естественно, там дома и коттеджные поселки строить нельзя. Доля этих предложений оценивается порядка 70 процентов. Предложения типа «купи кусочек родины» от 1 до 20 гектаров, которые встречают обывателя каждый день, это бывшие сельхозземли, люди их продавали за бутылку водки, колхозники.



Вера Володина: И его коллега, гендиректор кампании "Институт земельного права" Федор Левов утверждает, что нельзя сказать, что не болит голова у тех, кому сегодня принадлежит бывшая колхозная земля…



Федор Левов: Когда люди брали большие участки категории земель сельхозназначения и не использовали их в отведенное количество времени, то есть три года, под целевые нужды, земли могут попасть под изъятие. Соответственно, надо собственнику этих земель либо их осваивать по назначению, либо сейчас от них избавляться.



Вера Володина: Для изменения цели пользования, объясняет Федор Левов, нужны немалые деньги и административные ресурсы, а покупателю же требуются серьезно оценить риски при покупке земель с неблагополучной биографией.



Федор Львов: Главный вопрос при проведении оценки юридической чистоты данного объекта недвижимости, да, любого объекта недвижимости - есть какие-то права или притязания третьих лиц сделки по землям в близлежащем Подмосковье, они очень по деньгам большие. Здесь бы я, конечно, советовал приобретателям земли более чутко смотреть на подводные какие-то камни.



Вера Володина: Что же касается простого землепользователя, то еще одной преградой к оформлению собственности является длительность проведения землеустроительных работ.



Евгений Рябошапко: В Московской области межевание участка и изготовление кадастрового плана составляет от 3 до 8 месяцев, а регистрация прав Мособлрегистрацией занимает от 1 до 3 месяцев. А регистрация прав Мособлрегистрации занимает от 1 до 3 месяцев. В Мытищинском, Долгопрудненском, Раменском отделах Мособлрегистрации люди занимают очереди ночами, чтобы просто подать документы на регистрацию прав, регистрацию сделок.



Вера Володина: Землю в собственность простому человеку в Подмосковье оформить нелегко, но эксперты призывают делать это поскорее. Дальше легче не будет, а вот вероятность потерять право собственности растет год от года.



Евгений Рябошапко: Клиент в Мытищинском районе Московской области получил 10 соток в собственность в 1993 году. Зимой, весной 2006 года приехал на земельный участок, думал увидеть заросший бурьяном клочок родины, а приехал к стройке коттеджного поселка. Вовремя не сделал то, что надо было сделать, он опомнился через 13 лет после того, как собственность была предоставлена. Рассуждайте, как собственник, всегда говорю клиентам, вне зависимости от того, где находится их земельный участок - шесть соток в Московской области или полтора гектара в Воронежской области.



Вера Володина: Евгений Рябошапко убеждает граждан: земельный участок не должен ассоциироваться с каким-то распоряжением администрации от 1993 года, следует приводить свои документы в соответствие с действующим законодательством, а еще напоминает слова Льва Толстого.



Евгений Рябошапко: Собственность на землю по самому существу своему отличается от собственности на предметы, которые создан трудом. Отнимите у народа деньги, товары и скот, и ваш грабеж окончится вместе с вашим уходом. Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж будет продолжаться вечно. Так вот, не только в Московской области, но по всей России этот грабеж народа продолжается уже, по-моему, восьмой или девятый десяток лет.



Вера Володина: Пикетчики, которые считают, что именно они сорвали проведение аукциона в России, заявили на сайте "Клининфо", что вчера повторилась история трех летней давности, когда точно также провалился не частный, но просто первый, с 1917 года земельный аукцион по продаже 100 гектаров земель Клинского района. Тогда его организаторы вынуждены были покупать участки сами у себя.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG