Ссылки для упрощенного доступа

Конфликт между Еленой Батуриной и русскоязычным изданием журнала "Форбс"


Программу ведет Александр Гостев . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев: Сегодня руководство Издательского дома Axel Springer Russia заявил, что декабрьский номер российской версии "Форбс" был снят с печати исключительно из-за нарушения принципов журналистской этики. О чем идет речь? За этой ситуацией сегодня следил мой коллега Данила Гальперович. Сейчас он со мной в студии.


Здравствуйте, Данила. Как развивались события? В чем их суть? Каковы подробности?



Данила Гальперович: Здравствуйте, Александр. Действительно, так уж получилось, что сначала на Интернет-сайте Издательского дома Axel Springer Russia появилось заявление о том, что в последнем номере журнала "Форбс", который издается этим Издательским домом, не были соблюдены принципы журналистской этики. Дело в том, что по словам, написанным в заявлении Издательского дома, 27 ноября текущего года на обложке "Форбс", напечатанной в качестве рекламы информационных материалов, содержался анонс свежего номера журнала с цитатой госпожи Батуриной "Мне гарантирована защита". Тем не менее, в интервью Батурина сказала несколько другую фразу. Руководство Axel Springer Russia сочло, что не соответствие одной фразы другой дает основание для сомнений в этичности такого цитирования, с точки зрения журналистики, что это вводит в заблуждение читателей издания, так как сама такая цитата в точно том виде, в котором помещена она на обложку, не была произнесена госпожой Батуриной. При этом было принято решение, об этом говорили источники внутри самого журнала, решение это было принято генеральным директором Axel Springer Russia Региной фон Флемминг о том, что этот материал о Елене Батуриной нужно заменить, и весь номер должен быть уничтожен. На самом деле, как говорили источники в издательстве, где печатается русский "Форбс", действительно, не сброшюрованный номер был уничтожен. Вследствие этого главный редактор "Форбс" Максим Кашулинский подал заявление об увольнении. Вот что он сказал в интервью Радио Свобода.



Максим Кашулинский: Действительно, неправильно было бы объяснять, что номер был снят из-за заголовка, точнее выноса на обложку, потому что вынос на обложку был только частью конфликта. Я посчитал, что важнее выпустить журнал, чем спорить из-за цитаты. Мы отправили в печать другой вариант выноса на обложку, который был по Закону "О СМИ" согласован с автором, то есть с Батуриной.



Данила Гальперович: Таким образом, Максим Кашулинский утверждал, что, на самом деле, журнал был пущен под нож не из-за вынесенного на обложку заголовка, а из-за самого содержания статьи. Многие говорят тоже самое. Источники в самом Издательском доме и в самом журнале "Форбс" рассказывали, что накануне выхода журнала приходили представители компании "Интеко", которой владеет Батурина, и говорили о том, что возможны судебные иски. Так или иначе, очевидно было, что скандал достиг своей какой-то пиковой точки. Здесь высказались хозяева журнала "Форбс", здесь высказалась американская штаб-квартира, которая сказала, что журнал выпускать надо. Позже, уже 1 декабря, на сайте журнала появилось заявление о том, что Axel Springer Russia принял решение, что декабрьский номер журнала "Форбс", содержащий спорную статью о предпринимателе Елена Батуриной, выйдет в первоначальном виде. Таким образом, очевидно, что при исправленной обложке (о чем как раз говорил Максим Кашулинский) и при неизмененном формате статьи журнал все-таки появится в продаже.



Александр Гостев: Данила, я тоже сегодня следил за развитием вот этого конфликта, хотя, конечно, не так пристально, как вы. Хочется спросить, а как, что называется, отреагировала общественность на всю эту скандальную историю?



Данила Гальперович: Общественно, особенно, журналистская отреагировала моментально. Секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко в интервью Радио Свобода сказал, что вообще-то у людей из "Форбс" есть очень серьезные легальные основания для того, чтобы выиграть любое дело и у Axel Springer Russia, и у Елены Батуриной.



Игорь Яковенко : Попытка надавить на журналистов до выхода статьи, попытка, используя явно совершенно административный ресурс, а речь идет, конечно, об административном ресурсе для того, чтобы повлиять на контент, это нарушение свободы слова, это нарушение Закона "О средствах массовой информации", это нарушение Конституции России. В принципе, я, конечно, не знаком детально со всем этим эпизодом, но, возможно, здесь есть и состав уголовного преступления, который называется "воспрепятствование деятельности средств массовой информации", " воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста".



Данила Гальперович: Я должен сказать, что именно воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста восприняли очень многие то, что произошло именно в этом ключе. Во всяком случае, например, у наших коллег из радио "Эхо Москвы" в эфирном опросе более 80 процентов слушателей сочли шаг Axel Springer Russia с уничтожением тиража журнала, сделанным под давлением, причем под давлением Елены Батуриной или ее представителей.


Можно сказать, что была реакция и политиков. Александр Лебедев, например, депутат Государственной Думы, выпустил заявление, где он пишет: "Семья Юрия Лужкова - это союз мэра Москвы и главы фирмы "Интеко", а в более широком смысле - конгломерат городской власти и различных коммерческих структур". Вот такова была реакция.



Александр Гостев: Данила, поскольку вот эта ситуация находится в развитии, то за последние часы что-то еще изменилось? Может быть, кто-то сделал еще какие-то заявления? Ситуацию на данный час вы можете как-то коротко сформулировать, что происходит?



Данила Гальперович: Да, собственно, в последние часы она изменилась. Можно сказать, что еще совсем недавно единственное заявление Axel Springer Russia касалось только того, что тираж предыдущий был изъят, что была, видимо, нарушена журналистская этика. Буквально именно в последние часы появилось новое заявление, что тираж выйдет неизмененным. Появилось письмо Максима Кашулинского, где он пишет, что "компания Axel Springer Russia приняла единственно верное решение пустить отпечатанный тираж нашего журнала в продажу. Большое человеческое спасибо всем, кто оказал нам поддержку. Одним словом, есть еще в России свободная журналистика, и это здорово!" Так или иначе, пока мне Максим Кашулинский сказал, что он не принял окончательного решения об отзыве своего заявления об увольнении, пока он не увидит выпущенный номер журнала. Видимо, этого и надо ожидать – журнал "Форбс" в том или ином виде на прилавках российских киосков печати.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG