Ссылки для упрощенного доступа

«Он был не шибко религиозный человек. Но читал Коран с интересом»


В случае с Александром Литвиненко соблюсти все предусмотренные мусульманским каноном процедуры будет невозможно
В случае с Александром Литвиненко соблюсти все предусмотренные мусульманским каноном процедуры будет невозможно

Бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко, умерший в Лондоне при трагических обстоятельствах, будет захоронен по мусульманскому обряду в конце этой недели. Родственники и друзья Литвиненко рассказали Радио Свобода, как он пришел к исламу.


Известный российский правозащитник Владимир Буковский, проживающий в Великобритании, хорошо знал Александра Литвиненко и неоднократно с ним встречался. Вот что он рассказал корреспонденту РС в Лондоне Наталии Голицыной об увлечении исламом:


- Он очень дружил с Ахмедом Закаевым. Они соседи, большие друзья. Он очень симпатизировал чеченцам в связи с этой жуткой, кровавой войной. У него было чувство стыда, как у человека русского, что так обходятся с этим народом. Поэтому у него было некое тяготение как-то посочувствовать, приблизиться к этому. Он вообще проявлял интерес к исламу до того, как заболел. Ахмед, кстати, его отговаривал в свое время, говорил: «Ты не торопись, это дело сложное». Но у него была такая мысль, что это может оказаться почему-то хорошо. Это некий комплекс стыда что ли за свою страну, за свою нацию.


- Конечно, верить во все эти вещи он не мог. Он вообще был не шибко религиозный человек. Но читал Коран с интересом. Это где-то даже трогательно, по-детски. Вообще в нем очень много было мальчишеского.


Причины, по которым Александр Литвиненко перед смертью решил принять ислам, Радио Свобода объяснил его отец Вальтер:


- Я этому не придаю особого значения. У нас бог один - и у мусульман, и у христиан. По-видимому, Саша давно думал о том, чтобы стать мусульманином, потому что он относился к тому, что происходит в нашей церковной иерархии довольно-таки критично. Конечно, принять мусульманство - решение довольно-таки неординарное и ответственное. За два дня до смерти он мне сказал: «Папа, у меня серьезный разговор. Я стал мусульманином». Я ему сказал: «Саша, это твое решение, лишь бы ты не стал коммунистом и сатанистом, это главное». Я христианин сам. У меня внучек от кабардинца, кабардинец муж моей дочери, мусульманин тоже. Мы не потеряли бога, мы верим в бога. А как верить в бога, как молиться, это каждый как считает, так и должен делать.


- Провокации, которые пытаются говорить здесь ( в России – РС) по телевизору, что [ он] шахид, убийство, самоубийство, это, я думаю, глупость. Он понимал, что при любой вере самоубийство - это большой грех.


Близкий друг Александра Литвиненко чеченский политэмигрант Ахмед Закаев сообщил Радио Свобода, что похороны по мусульманскому обряду пройдут в конце этой недели:


- Могу твердо сказать одно: он до последней минуты был в здравом уме, не терял рассудка. Буквально за несколько дней до его смерти он по 16 часов работал с полицейскими. Он мне сказал: «Ахмед, сейчас линия фронта проходит вот здесь (он провел рукой по своей кровати), я на передовой, я знаю, очень многое зависит от того, что я успею сделать до конца». Первые 17-18 дней ни я, ни он не теряли надежды, что он выкарабкается. То, что он хочет принять ислам, он сказал мне буквально в первые дни в госпитале.


- Я к этому отнесся абсолютно нормально. Я сказал, что это вопрос, в общем-то, абсолютно личный ; неважно, какому богу мы молимся, лишь бы мы не делали небогоугодные дела. Я не заострил на этом внимание, но он снова и снова возвращался к этой теме.


- Любой исламовед вам скажет, что нет каких-то специальных обрядов или ритуалов [ для ] принятия ислама. Достаточно провести одну суру, и с этого момента человек, произнесший эту суру, шиаду, искренен в своих намерениях, он с этой минуты считается мусульманином. Этот момент, который сегодня очень активно муссируется в прессе, вплоть до того, что он непосредственно был связан с «Аль-Каидой», якобы совершил акт самоубийства назло Путину, со словами «Аллах акбар!» выпил стопку яда, - это, конечно, все бред, абсолютнейший бред, глупости.


- 22 [ ноября ] , выполняя его волю, я по согласию с его супругой привел к нему имама Алима, богослова, он прочитал над ним суру из Корана, которую читают над умирающими мусульманами. Конечно, по мусульманским обычаям тело подлежит омовению перед захоронением. Но сегодня, к большому сожалению, эту часть процедуры, которую просил Александр, мы не можем выполнить ввиду исключительных обстоятельств. Тело с радиацией, и тот саркофаг, который выдадут для похорон, не может быть открыт в течение шести с половиной лет. Полиция просит ускорить процесс его захоронения, будет определено место, где это будет, и в четверг-пятницу...


XS
SM
MD
LG