Ссылки для упрощенного доступа

Скотленд-ярду не дадут вести допросы в России


С кем встретятся следователи, не разглашается – такова политика Скотленд-ярда, заявляют в дипломатическом представительстве Великобритании
С кем встретятся следователи, не разглашается – такова политика Скотленд-ярда, заявляют в дипломатическом представительстве Великобритании



Президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Ангела Меркель призвали Россию оказать содействие в расследовании обстоятельств гибели бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко. В настоящее время в Москве работает группа следователей Скотленд-ярда. Их сопровождают специалисты правительственной службы обеззараживания, которые намерены проверить здание посольства Великобритании в Москве на предмет радиоактивного заражения. С кем встретятся следователи и сколько времени они проведут в России, не разглашается – такова политика Скотленд-ярда, заявляют в дипломатическом представительстве Великобритании. Информации о том, с кем именно намерены встретиться следователи антитеррористического отдела Скотленд-ярда S О-15, также нет. С чем связана такая секретность объяснил пресс-секретарь посольства Великобритании в Москве Анджум Нурани: «Следователи из Скотленд-ярда будут… в Москве столько, сколько нужно, чтобы провести тщательное расследование обстоятельств дел вокруг смерти господина Литвиненко. На счет хода их расследования, это политика Скотленд-ярда, их давняя политика, что они не комментируют ход расследования, пока оно проводится».

Вместе со следователями антитеррористического отдела в Москву прилетела группа правительственной службы по обеззараживанию. На территории посольства они проведут проверку на предмет радиоактивного загрязнения. Это мера предосторожности, говорит Анджум Нурани: «Команда экспертов из Лондона прилетела в Москву, чтобы провести проверки в здании посольства. Это проверки наличия радиации. Эти меры только меры предосторожности».


Несмотря на секретность, некоторые предположения о возможных контактах следователей Скотленд-Ярда появились. Логично, что полицейские хотели в первую очередь допросить бывших сотрудников спецслужбы Андрея Лугового, Дмитрия Ковтуна и Вячеслава Саленко. Все они встречались с Александром Литвиненко в баре-ресторане 1 ноября, когда, предположительно, произошло отравление радиоактивным полонием-210. Однако допросить самого интересного для британских спецслужб человека, а именно Андрея Лугового (он трижды в период с 16 октября по 1 ноября летал в Лондон и встречался не только с Литвиненко, но и с Борисом Березовским) им вряд ли удастся. Неожиданно бывший сотрудник КГБ вместе со всей семьей попал в больницу. Якобы он проходит повторное обследование на предмет радиоактивного заражения. Первое такое обследование завершилось в пятницу. Тогда Луговой заявил, что он и его семья абсолютно чисты.


Зато желание встретиться с британскими следователями изъявил другой бывший сотрудник ФСБ Михаил Трепашкин. Он находится в российской тюрьме за разглашение государственной тайны. Федеральная служба исполнения наказаний сразу заявила, что встречу экс-офицера ФСБ с британскими полицейскими не разрешает. У руководства Министерства внутренних дел России пока официальных встреч с британцами не запланировано, также как и у экспертов Российского национального бюро Интерпола.


Некоторую ясность в обстоятельства работы британских следователей во вторник внес генеральный прокурор России Юрий Чайка. В частности, он заявил о том, что британским следователям не разрешат вести допросы в России.


Чайка сразу оговорился, что не станет подробно рассказывать о том, как проходит сотрудничество детективов Скотленд-ярда и генеральной прокуратуры в ходе расследования британцами дело о смерти бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Необходимо соблюдать тайну следствия, сказал генпрокурор, отметив при этом, что, хотя российские правоохранительные органы делом не заинтересовались, прокуратура будет всячески способствовать зарубежным коллегам: «Уголовное дело возбуждено на территории Великобритании. Расследование там ведется. Мы можем сегодня выполнять только поручения отдельные в рамках европейской конвенции по правовой помощи. Мы это делаем сейчас. Мы будем допрашивать. Не они будут допрашивать, а мы будем допрашивать. Потому что на территории Российской Федерации происходят следственные действия. Они будут принимать участие. Они попросили с кем побеседовать, каких специалистов привлечь. Мы все это будем делать».


О том, кто те люди, которых просят допросить британские детективы, генеральный прокурор тоже не сказал, сославшись на тайну следствия. Однако же он подчеркнул, что в списке не фигурируют фамилии высоких начальников из ФСБ и не содержатся просьбы о допросе Михаила Трепашкина. Это бывший сотрудник ФСБ, осужденный за разглашение гостайны, который заявил, что будто бы в 2002 году в ФСБ была создана специальная группа, в задачу которой входило физическое устранение Александра Литвиненко и еще ряда лиц, проживающих в Лондоне.


«Трепашкин, вообще, в ФСБ даже не служил, и близко не подходил. Его не подпускали туда. Будут какие-то достаточные основания для его допроса, доказательства, собранные по делу, бесспорно, мы будем смотреть эти вещи. Пришло к нам поручение. Фамилия Трепашкин вообще не упоминалась. По руководству ФСБ там не стоит вопрос», - сказал Юрий Чайка.


XS
SM
MD
LG