Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Соединенные Штаты не одерживают верх в иракском конфликте, заявляет кандидат в министры обороны США. Америка готова к историческому прыжку на другие планеты. Нью-Йорк запрещает нездоровые жиры


Юрий Жигалкин: Соединенные Штаты не одерживают верх в иракском конфликте, заявляет кандидат в министры обороны США. Америка готова к историческому прыжку на другие планеты. Нью-Йорк запрещает нездоровые жиры. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Сенсационное заявление кандидата в министры обороны Роберта Гейтса о том, что Соединенные Штаты не одерживают верх в иракском конфликте, привлекло основное внимание во вторник во время слушаний в сенатском комитете, который должен был одобрить или отвергнуть его кандидатуру. Комитет единодушно поддержал это назначение, а эксперты пытаются предсказать, приведет ли оно к серьезным переменам в иракской стратегии США.


Слово – Яну Рунову.



Ян Рунов: По поводу своего шокирующего заявления 63-летний Роберт Гейтс пояснил, что в данный момент Америка не выигрывает войну, но и не проигрывает, поскольку на поле боя солдаты делают свою работу.


Член Комитета и вероятный кандидат на пост президента США от Республиканской партии сенатор Джон Маккейн спросил…



Джон Маккейн: Мы не выигрываем войну в Ираке, так вы считаете?



Роберт Гейтс: Такова моя точка зрения, да.



Джон Маккейн: И нынешнее положение для вас не приемлемо?



Роберт Гейтс: Совершенно верно.



Ян Рунов: Такие откровенные и прямые ответы явно с удовлетворением встречены членами сенатского комитета, как республиканцами, так и демократами.


Политический обозреватель из интернет-газеты Roll Call , освещающей события в Вашингтоне, Дэвид Дракер говорит, что нынешние слушания отличались дружелюбием.



Дэвид Дракер: По правде говоря, я в шоке. За день до слушаний президент Буш заявил, что его курс в Ираке остаётся без изменений, а Гейтс, рекомендованный Бушем, говорит, что мы войну не выигрываем и что надо многое менять. Это означает, что Гейтс придерживается нейтралитета в противостоянии демократов и республиканцев. Именно такой человек и нужен при новой расстановке сил в Вашингтоне. Я думаю, заявление Гейтса о том, что мы не выигрываем войну, поможет ему в работе с Конгрессом. Но это заявление не изменит мнения как сторонников, так и противников продолжения войны. А без изменения мнений не изменить и нашей политики.



Ян Рунов: Во время бриффинга в Белом Доме журналисты спросили пресс-секретаря Тони Сноу, не противоречит ли мнение Гейтса о войне в Ираке мнеию президента? Сноу ответил: «Вы жаждите разногласий между Гейтсом и президентом, но их нет».


По поводу предложения вывести войска как можно скорее, ибо число погибших в Ираке американцев уже приближается к 3 тысячам, Гейтс ответил, что он против указания конкретных дат, ибо это подскажет боевикам, сколько осталось ждать до ухода американцев. Он согласен с президентом Бушем, что вывод войск можно будет начать после того, как Ирак сможет сам защищать себя и не превратится в рай для террористов. По мнению Гейтса, какое-то американское военное присутствие в Ираке – надолго, но намного меньшее, чем сегодня. В то же время он, по его словам, готов прислушаться к предложениям как о выводе войск, так и об их увеличении.


Судя по многим признакам, демократы, которые с января станут большинством в Сенате, не против назначения Гейтса, и голосование состоится в ближайшие дни.



Юрий Жигалкин: Повлечет ли приход к руководству Министерством обороны человека, громко заявившего, что США не выигрывают конфликт в Ираке, заметное изменение стратегии Вашингтона в Ираке? Я задал этот вопрос Майклу Раду, американскому политологу руководителю Центра по изучению терроризма Филадельфийского института внешнеполитических исследований.



Майкл Раду: Нет, я не ожидаю смены курса в Ираке по простой причине: президент Буш не готов к радикальным переменам. На мой взгляд, приход Роберта Гейтса в правительство в качестве министра обороны, отражает состояние паралича, в котором оказалась администрация после недавних выборов в Конгресс. Президент Буш воспринял их результаты как отражение неверия американцев в его иракскую стратегию. Чтобы отчасти нейтрализовать критиков и подыграть общественному мнению президент принимает отставку непопулярного министра и назначает на его место человека, ассоциируемого с успешной кампанией по освобождению Кувейта, человека, который на сенатских слушаниях говорит, по большому счету, то, что от него хотят услышать скептики. Но заявление – одно, а смена курса – совсем другое дело. Мы знаем, что президент однозначно отвергает идею вывода войск из Ирака, на этом пока, кстати, не настаивает никто, кроме крайних критиков Буша. Предложит ли комиссия Бейкера другие значительные предложения относительно того, как переломить ход событий в Ираке? Вряд ли, если судить по тому, что известно сейчас о рекомендациях комиссии Бейкера. В любом случае, в новой политической ситуации будет исключительно трудно найти компромисс, который удовлетворит и Белый дом, и новых лидеров Конгресса демократов.



Юрий Жигалкин: Доктор Раду, вопрос о том, можно ли все еще одержать верх в иракском конфликте, прозвучал несколько раз во время слушание о назначении нового министра обороны. Как бы вы ответили на этот вопрос?



Майкл Раду: Мы не проигрываем войну на поле боя - я думаю, это ясно любому профессиональному военному, у боевиков нет никаких шансов одержать верх. Можно ли добиться победы? Все зависит от того, что мы подразумеваем под победой. Если это создание демократической системы в Ираке, на чем, кажется, продолжает настаивать президент Буш, то тогда мы давно проиграли. Но если наша цель – передать власть в Ираке сравнительно здоровому, дружественному Соединенным Штатам правительству, то это, на мой взгляд, возможно. Я бы даже сказал, что путем проб и ошибок мы медленно приближается к этой цели, тому подтверждением активные контакты Белого дома с основными политическими игроками в Ираке. То есть вопрос о том, представляет ли собой Ирак победу или поражение Соединенных Штатов, по большому счету, риторический.



Юрий Жигалкин: Известный американский политолог, сотрудник Филадельфийского института внешнеполитических исследований Майкл Раду комментировал одобрение сенатским комитетом кандидатуры Роберта Гейтса на пост министра обороны.


Нью-йоркский муниципалитет, известный в стране лидер в борьбе за здоровье горожан, первым запретивший в городе курение во всех общественных помещениях, объявил во вторник вне закона искусственные жиры. С 1 июля из кухонь ресторанов, закусочных и пищевых фабрик должно быть изъято так называемое гидрогенизированное масло – химически обработанное для длительного хранения растительное масло, в котором по традиции готовятся на потоке картофельные чипсы, пончики, хрустящая курятина. Медики утверждают, что подобное масло, как и маргарин, оставляет в сосудах нездоровые отложения, которые приводят к сердечным заболеваниям. Но у городских властей, заботящихся, по их словах, о здоровье людей, немало оппонентов: это и пищевая индустрия, утверждающая, что запрет удорожит их продукты, и многие ньюйоркцы, возмущенные тем, что власти пытаются им диктовать, что можно есть и что нельзя.


Госдепартамент решил противопоставить свой авторитет силе искусства, выступив во вторник с небывалым предупреждением о том, что факты, ставшие основной сюжета нового голливудского фильма, заимствованы сценаристами из прошлого. В пятницу на экраны выходит картина «Кровавые бриллианты» с Леонардо Ди Каприо, где всеобщий любимец играет жестокосердного наемника, участвующего в захвате алмазных приисков в Сьерра-Леоне. На доходы от продажи алмазов велись несколько гражданских войн в Африке, ныне американские ювелиры опасаются, что выход фильма в прокат в праздничный сезон заставит многих социально чутких американцев отказаться от покупки изделий с кровавыми бриллиантами. В своем заявлении Госдепартамент разъясняет, что история, изложенная в фильме, – удел прошлого. 72 страны участвуют сейчас в так называемом кимберлийском процессе, который помогает проследить движение алмазов с африканских приисков до американских прилавков и гарантировать полную законность их происхождения. «Фильм очень хороший, - заявляет Госдепартамент, - но он отражает ситуацию семилетней давности».


Соединенные Штаты совершат исторический прыжок к другим планетам, заявляет Американское космическое агентство, объявившее о программе создания на Луне в течение ближайших 20 лет постоянной станции, которая станет базой для прыжка к Марсу.


С подробностями – Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: По словам руководителя лунной программы NASA Скотта Хоровитца, такая база будет создана на северном или на южном полюсе Луны, которые максимальное число дней в году повернуты к Солнцу, питающему электрические батареи.



Скотт Хоровитц: Лунная база станет главным пунктом наших далеко идущих планов, в которые входит не только возвращение на Луну, но и полеты на Марс и на другие планеты. Это чрезвычайно важное решение, одно из немногих на моей памяти, в котором точки зрения научного сообщества и инженерного сообщества хоть в чем-то совпадают.



Аллан Давыдов: Согласно новой программе, через три года NASA хочет испытать лунный корабль нового поколения, еще через пять лет – аппарат для прилунения. А в 2020 году – высадить на Луне первую группу людей. Представитель NASA Скотт Хоровитц говорит, что естественный спутник Земли – это лакомый кусок для науки, там можно проводить исследования, невозможные в земных условиях.



Скотт Хоровитц: Появится великолепная возможность воспользоваться спокойной зоной на обратной стороне Луны для пользователей радиочастот, для исследователей самой Земли и Вселенной, для тех, кто изучает историю Солнечной системы, следы формирования которой, вероятно, сохранились на Луне.



Аллан Давыдов: Представители американского аэрокосмического агентства пока затрудняются определить стоимость. Но заместитель администратора NASA Шэйна Дэйл утверждает, что на строительство лунной колонии агентству не потребуются дополнительные ассигнования.



Шэйна Дэйл: Следует иметь в виду, что мы будем оперировать в рамках существующего бюджета. Сейчас разрабатываем новые космические корабли для межпланетных полетов, которые к 2010 году придут на смену нынешним космическим челнокам. Прекращение программы шаттлов позволит высвободить средства для новой программы. О международном же финансировании программы пока говорить рано.



Аллан Давыдов: Представители NASA все же не исключают, что в новую лунную программу будут привлекаться российские, западноевропейские и японские партнеры. Первый за последние три десятилетия полет людей на Луну может стоить, по мнению экспертов, не менее 100 миллиардов долларов, в то время как нынешний ежегодный бюджет NASA составляет 17 миллиардов долларов.



Юрий Жигалкин: К корреспонденции моего коллеги Аллана Давыдова можно добавить, что NASA , следуя инициативе россиян, планирует отправку туристов на лунную станцию. Так что, видимо, близка к осуществлению мечта рок-группы «Электрик Лайт Оркестра», сочинившей больше 20 лет назад знаменитую песню «Билет на Луну»…


XS
SM
MD
LG