Ссылки для упрощенного доступа

В немецкой полиции служат около 1800 бывших сотрудников "штази"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Кирилл Кобрин: Широкая общественная дискуссия разгорелась в Германии после обнародования данных о том, что в немецкой полиции служат уже около 1800 бывших сотрудников аппарата "штази". Марианна Биртлер, федеральная уполномоченная по материалам и документам ведомства государственной безопасности бывшей ГДР - "штази", сообщила об этом в интервью газете «Зюйддойче цайтунг». "Штази" - это сокращение от "штаатсзихерхайт", что означает "государственная безопасность".



Юрий Векслер: Решение Биртлер обнародовать этот факт было своего рода самозащитой. Ведомство Марианны Биртлер, которое в Германии принято называть по имени руководителя, подверглось в последние дни критике за то, что в нем работает более 50 бывших сотрудника "штази". Биртлер выступила в защиту своих подчиненных, заявив в печати, что ценность работников определяется не только фактами их биографий. Марианна Биртлер отвергла обвинения в сокрытии информации о большом количестве сотрудников "штази" в ее ведомстве, как необоснованные, так как все бывшие "штази" были приняты на работу ее предшественником Йоахимом Гауком.



Марианна Биртлер: Я не хочу критиковать моего предшественника постфактум, так как постфактум незаслуженно ощущаешь себя умнее, но, оглядываясь назад, я пожелала бы себе, чтобы тогда, 15 лет назад, кадровые решения принимались бы иначе.



Юрий Векслер: Законы Германии не позволяют уволить бывшие кадры организации, которая называла себя шитом и мечом партии.


В руководимом Марианной Биртлер архиве "штази" доступ к своему досье, в котором собраны все доносы и наблюдения сексотов и стукачей, может получить по запросу любой гражданин Германии. Личные дела самих стукачей также находятся в открытом доступе. Ежегодно в архив обращается более 80 тысяч человек.


Но сегодня у многих жителей бывшей ГДР есть опасения, что изучение этих документов, как и интерес к жизни в ГДР, будет падать. Недавно принятое бундестагом новое положение предписывает регулярно интересоваться прошлым родившегося в ГДР человека только в случае, если он претендует на высокую должность в государственном учреждении или занимает ее.


Хорст фон Квильфельд отсидел в гэдээровской тюрьме сначала 9 месяцев за плакат, а затем, когда он потребовал разрешения на выезд из ГДР, он был посажен еще на несколько лет и подвергался в тюрьме психологическому террору. Он - один из тех, кто и сегодня не может забыть, чем было "штази". Он считает, что новое положение нанесет вред изучению этого периода немецкой истории.



Хорст фон Квильфельд: Большая опасность в том, что это может быть началом конца интереса к этому явлению.



Юрий Векслер: Но интерес не ослабевает. Он проявляется в других формах. Только что три европейских "оскара" получила картина «Жизнь других», посвященная деятельности "штази" и жизни ее жертв и, надо думать, что это не последнее обращение кинематографистов к этой теме. Только одна фигура Маркуса Вольфа чего стоит. На его похоронах, на которых присутствовало немало бывших "штази", посол России Владимир Котенев в своей речи сказал: «Германия потеряла одного из значимых своих сыновей, а Россия - одного из лучших друзей». Это высказывание официального представителя России подверглось потом критике политиков Германии.


Говорит выросший в ГДР вице-президент бундестага социал-демократ Вольфганг Тирзе...



Вольфганг Тирзе: Все подозрения были следствием нашего прошлого. Оно теперь позади . Сегодня мы можем говорить только об узком, ясно очерченном круге лиц, в отношении которых должна оставаться возможность проверить, не употребляют ли они во зло власть и доверие.



Юрий Векслер: Практически ни один сотрудник "штази" в силу особенностей законодательства ФРГ не был привлечен в Германии к суду. Ветераны "штази", объединившиеся в общественные организации, ныне активно участвуют в поддержке так называемой "остальгии", влияя на создание у некоторых представления о том, что в ГДР было не все так уж и плохо.


Но согласимся с Марианной Биртлер, сказавшей о ветеранах "штази"...



Мариана Биртлер: Их игра так или иначе проиграна. Это уже очень старые люди.



Юрий Векслер: По имеющимся сегодня данным, у министерства госбезопасности ГДР было чуть более 90 тысяч официальных сотрудников. Входившая в состав министерства разведка, которой руководил Маркус Вольф, была при объединении страны распущена, а картотека ее агентов попала в 1990 году к американцам. По одной из версий, она была продана советским офицером за 75 тысяч долларов, по другой - ее передали три высокопоставленных офицера КГБ, двое из которых вскоре погибли при странных обстоятельствах. Но даже этот удар не раскрыл всех подопечных Вольфа. По некоторым оценкам, более тысячи из них живут сегодня, сохраняя инкогнито.


Кроме официальных сотрудников, на "штази" работало примерно 100 тысяч неофициальных, включая шпионов в других странах. Что до подопечных Маркуса Вольфа, то их к моменту объединения Германии только на территории ФРГ было примерно полторы тысячи, а всего ведомство Вольфа располагало, как считается, 20 тысячами агентов. В ФРГ шпионы Вольфа сидели в бундестаге, в разведке, в армии, в газетах и на телевидении, в ведомстве по защите конституции, а самый знаменитый - Гильом - и вовсе был правой рукой канцлера Вилли Брандта, который после разоблачения Гильома ушел в отставку. Питомцы Вольфа следили за нынешним папой римским Бенедиктом XVI и за нынешним президентом Германии Хорстом Келером. Ведомство Вольфа также помогало как западногерманским, так и международным террористам, занимаясь их обучением. Именно под крыло Вольфа сбежали палестницы, осуществившие захват и убийство израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене.


Макус Вольф не раз повторял для самооправдания, что разведка - трудная работа при любом режиме в любой стране. Может быть, ему, исходя из его принципов, и не в чем было каяться. Но после смерти Вольфа люди, опрошенные на улицах восточного Берлина, отмечали, что он ни разу не осудил преступления "штази", преступления режима ГДР, которому он служил верой и правдой.


XS
SM
MD
LG