Ссылки для упрощенного доступа

8 декабря исполняется 20 лет со дня смерти известного публициста, диссидента Анатолия Марченко


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Дмитрий Морозов: 8 декабря исполняется 20 лет со дня смерти известного публициста, диссидента, советского политзаключенного Анатолия Марченко.



Татьяна Вольтская: Анатолий Марченко родился в 1938 году в городе Барабинске в семье железнодорожника. Будучи рабочим парнем с неполным средним образованием, Марченко попал в лагерь для политзаключенных практически случайно. О том, как это было, говорит историк, бывший политзаключенный Вячеслав Долинин, которому довелось познакомиться с Марченко в тюрьме.



Вячеслав Долинин: Впервые Марченко попал в лагерь еще в 1958 году. Попал ни за что. В рабочем общежитии была драка, он разнимал дерущихся, но милиция не разбирала. Он бежал, пытался перейти иранскую границу и так попал впервые в политический лагерь. И вот, выйдя на свободу в 1967 году, он написал книгу "Мои показания". Это была первая книга о послесталинских политических лагерях, которая получила широкую известность. Ну, сначала она ходила в самиздате, естественно, потом она была издана на русском языке и в переводе на многие языки мира за рубежом.



Татьяна Вольтская: В 1966 году Марченко вышел из тюрьмы человеком высокообразованным и убежденным борцом. За книгу «Мои показания» - воспоминания о мордовских лагерях и Владимирской тюрьме - он поплатился годами ссылок и лагерей, но продолжал писать публицистику, выступать в защиту преследуемых и политзаключенных.



Вячеслав Долинин: В политическом лагере в Мордовии он познакомился с диссидентами, подружился с Даниэлем, принимал участие во множестве правозащитных акций. Я познакомился с Марченко в августе 1984 года, когда меня перекинули на 35-ю зону. Марченко поначалу работал на этой зоне кочегаром, но он перекрывал трубу, которая вела в поселок, где жили представители администрации, для того, чтобы больше тепла попадало в ШИЗО, в котором находились заключенные, где было очень холодно. Ну, после этого его тоже посадили в карцер. Он был переведен в швейную мастерскую, шил брезентовые рукавицы. За два месяца до советского вторжения в Чехословакию он написал открытое письмо в СМИ многих стран мира о том, что угроза этого вторжения существует.



Татьяна Вольтская: В последний раз Анатолий Марченко был арестован в 1981 после открытого обращения к академику Капице с призывом выступить в защиту Сахарова. 4 августа 1986 в Чистопольской тюрьме он объявил голодовку с требованием всеобщей политической амнистии в СССР и держал ее 4 месяца. До горбачевской амнистии политзаключенных он не дожил всего несколько недель.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG