Ссылки для упрощенного доступа

Как отметили в этом году Международный день птиц


Ирина Лагунина: 1 апреля любители пернатых отметили Международный день птиц. Этот день существует с 1906 года – именно тогда была подписана Конвенция по охране птиц. Вообще, очень правильно выбранный день и время года. Как раз в разгар пения. Более 2 тысяч россиян состоят в Союзе охраны птиц, который пропагандирует бережное отношение к этим обитателям Земли. О том, от кого следует охранять птиц и как это правильно делать, Любови Чижовой рассказал президент Союза охраны птиц, ученый-орнитолог Виктор Зубакин….

Виктор Зубакин: Охранять птиц не только в России, а практически и в других странах нужно прежде всего от тех, кто не понимает важность птиц, как компонентов экосистем, кто вообще не понимает, что человек связан с природными экосистемами, и разрушение этих природных экосистем, компонентами которых являются птицы, приведет к тому, что человеку не останется места на земле, человек просто-напросто может погибнуть. Таких людей, к сожалению, не так мало. Но есть надежда, что пропаганда экологическая, образование приводит к тому, что люди, чем дальше, тем больше начинают понимать необходимость сохранения природы, сохранения природных экосистем. Но, к сожалению, пока это еще не стало таким доминирующим, по крайней мере, у нас в России. К сожалению, не всегда принимаются правильные с точки зрения экологии законы, и более того, те хорошие наработки, те хорошие законы, которые были приняты в конце 80-х - начале 90-х годов, они сейчас подвергаются очень серьезным атакам как раз со стороны тех, которые хотели бы развивать экономику, развивать хозяйство, не оглядываясь на сопутствующие экологические проблемы и, скажем так, негативные последствия на природу.

Любовь Чижова:
Что конкретно вы имеете в виду, какие законы не нравятся вам, принятые в последние годы?

Виктор Зубакин: Я бы сказал так: безусловно, Лесной кодекс современный, он не на экологию, не на улучшение ситуации направлен. К сожалению, и охотничьи законы, в частности, попытки постоянно расширить сроки весенней охоты, сначала было 10 дней, потом 16 дней сделали. Я бы сказал, что не все гладко и при строительстве олимпийских объектов, в частности, там ликвидирована была Имеретинская низменность, ликвидирована как место обитания птиц, там сейчас ведется строительство. Сейчас существуют попытки ревизии закона об особо охраняемых природных территориях, в частности, есть большое желание у властей предержащих ликвидировать особо охраняемые природные территории регионального уровня, то есть уровня области, уровня краевого, что, безусловно, если эта система рухнет, а она создавалась десятилетиями - это будет, конечно, колоссальным ущербом для нашей российской природы.

Любовь Чижова: Какие птицы в России в наибольшей опасности, и может быть, по каким причинам?

Виктор Зубакин:
Я как раз хотел назвать одну причину, которая, скажем так, диффузно распределена по всей нашей России и особенно в степных районах – это гибель птиц на линиях электропередачи. Вы знаете эту историю, что массовая гибель была краснокрылых трупиалов в начале года, под новый год в Америке Северной, там погибло около 5 тысяч. Но мало кто знает, что на линиях электропередач только в Поволжье у нас гибнут миллионы птиц от поражения электрическим током. Это очень важная проблема, это одна из таких серьезнейших причин гибели птиц.

Любовь Чижова: Виктор Анатольевич, а что здесь можно поделать?

Виктор Зубакин: Как раз в этом направлении Союз охраны птиц очень активно работает. И в связи с нынешним Международным днем птиц мы предложили такую программу для всех регионов - оснащение линий электропередач специальными защитными приспособлениями, такими специальными, которые надеваются на изоляторы для того, чтобы снизить риск поражения птиц током. Инициатива союза, который обратился как в наши электрические компании, так и к губернаторам регионов с тем, чтобы эту проблему снять. Это, конечно, в будущем снять, потому что проблема сиюминутно не решается - это длительная должна быть работа, но постараться сделать Россию свободной от такой гибели на линиях электропередач. По крайней мере, чтобы птицам в России стало легче. А что касается редких видов птиц России, у нас в Красную книгу России включено сейчас в существующем издании более 120 видов птиц. Кого можно считать наиболее редкими? Наверное, надо вспомнить про тонкоклювого кроншнепа – это, кстати, эмблема Союза охраны птиц России. Эта птица, вполне возможно, что численность ее сейчас измеряется буквально десятками особей. Более того, мы знаем, что она гнездится в России, но где она гнездится, мы не знаем. И сейчас этих птиц видят не ежегодно даже только на местах зимовки.

Любовь Чижова: А в чем причина исчезновения?

Виктор Зубакин: Тут, к сожалению, сказать со стопроцентной уверенностью мы не можем. По всей видимости, с одной стороны это изменение гнездовых мест обитания, в частности, болот и водно-болотных угодий, а с другой стороны опять же, возможно, какие-то изменения, которые постоянно идут в худшую сторону для птиц на местах остановок на пролете и местах зимовки. Но в данном случае, я думаю, что скорее всего там играла роль ситуация в местах гнездования.

Любовь Чижова: Виктор Анатольевич, чем вы занимаетесь в Союзе охраны птиц, в чем заключается ваша такая обыденная, каждодневная, рутинная деятельность?

Виктор Зубакин: У нас три основных направления в Союзе охраны птиц. Одно направление – это конкретная охрана редких и не только редких, вообще видов птиц и орнитологических комплексов, это различные проекты по сохранению редких видов и по мониторингу за редкими видами. В частности, в свое время у нас были проекты по тонкоклювому кроншнепу, потом по кулику-кречетке, который сейчас тоже стал редкой птицей. Сюда же входят различные биотехнические мероприятия, строительство гнезд, искусственных гнездовых платформ для хищных птиц. В частности, нижегородское отделение наше очень активно в этом направлении работает и им удалось поднять численность скопы и беркута в своем регионе очень заметно. Сюда же относятся и наши выступления против весенней охоты, Союз охраны птиц активно выступает против весенней охоты на водоплавающих с тем, чтобы в ряде регионов центральных и южных просто запретить, а в других регионах жестко ограничить, вообще жестко контролировать. Сюда же относятся те акции, которые мы проводили в период так называемой борьбы с птичьим гриппом, и я считаю, что союзу удалось снизить накал желания и ветеринаров, и региональных властей как можно больше ликвидировать птиц, объясняя это тем, что они разносят заразу.

Любовь Чижова: А это не так было?

Виктор Зубакин:
Вы знаете, моя личная точка зрения, что все-таки птичий грипп - это не столько болезнь, скажем так, остро проявляющаяся болезнь диких птиц, сколько болезнь домашних. Домашние, правда, контактируют с дикими птицами, и когда возникает такой штамм, действительно гибнут и дикие птицы, и могут быть разносчиками заразы. Но все-таки, что бы там ни было, по крайней мере, распространение у нас в России, в большинство случаев это было с кормом, в распространении участвовал человеческий фактор. Это только одно из трех направлений, что я сказал. А еще у нас есть важнейшее направление – это охрана мест обитаний, это наша программа ключевых орнитологических территорий, это места, которые очень важны для птиц. Мы выявляем в России такие территории с тем, чтобы затем, если есть такая необходимость, взять их под охрану и сохранить там места обитания и самих птиц. И третье, одно из важнейших, они все у нас главные, все три – это, безусловно, наши массовые акции, это экологическое просвещение, это наше стремление развивать в России любительскую орнитологию, то, что достаточно развито в Западной Европе и пока у нас находится не в зачаточном уже состоянии, но, по крайней мере, еще требует своего развития. У нас есть начинающаяся в ноябре всероссийская экологическая акция "Покормите птиц", которая проходит по всей стране и как раз в это время вывешиваются кормушки.

Любовь Чижова: Виктор Анатольевич, а почему вы решили стать орнитологом?

Виктор Зубакин: Вы знаете, сколько я себя помню, с детских лет меня всегда интересовали не только птицы, но, скажем так, живая природа – птицы, насекомые, звери тоже. Но поскольку звери, с ними не так просто, их и увидеть непросто, за ними наблюдать, а с птицами гораздо проще, наверное, мой интерес к птицам и возник. А интерес к живой природе, я более, чем уверен, - это главное, что приводит в зоологию большинство ученых.

Любовь Чижова: Может быть сейчас задам вам некорректный вопрос, но тем не менее, а у вас есть любимая птица?

Виктор Зубакин: Безусловно. Вы знаете, я бы сказал так, у меня есть две любимых птицы. У меня есть любимая птица, которую я изучаю, и любимая птица подмосковная. Если начать с последней, то любимая птица наша подмосковная - это зырянка. Это чудесная маленькая птичка с оранжевой грудью, которая появляется весной достаточно рано и очень хорошо поет. Почему-то эта птица мне очень нравится. А если брать ту птицу, я ведь орнитолог-профессионал, я сотрудник Института проблем экологии и эволюции Российской академии наук, та птица, которая мне нравится больше всего, как объект изучения – это морская птица, которая обитает у нас, если брать Россию, в дальневосточных морях Охотском и Беринговом, и носит название такое несколько странноватое - большая конюга. Птица совершенно уникальная своим поведением, своей социальной структурой в колониях, и изучать ее одно удовольствие. И более того, когда ты имеешь дело именно с этими птицами большими конюгами, когда ты их индивидуально кольцуешь цветными кольцами, наблюдаешь потом их жизнь, через некоторое время ты начинаешь замечать, что относишься к ним не как к птицам, а как к своим добрым друзьям, просто как к маленькому народцу этих островов, маленькому народцу особей, где они гнездятся. Очень они похожи на нас людей своими проявлениями.
XS
SM
MD
LG