Ссылки для упрощенного доступа

Литва – Белоруссия - Украина: будущее грузового поезда "Викинг"


Ирина Лагунина: Международный грузовой поезд "Викинг", курсирующий из Литвы через Белоруссию на Украину и связывающий порты Балтийского и Черного морей, признан самым успешным логистическим проектом в Европе. Теперь в Вильнюсе был подписан меморандум о расширении маршрута - как на север, так и на юг.
О совместной работе транспортников разных стран рассказывает корреспондент Радио Свобода в Литве Ирина Петерс.

Ирина Петерс: Грузовой поезд "Викинг", являющийся главной частью транспортного коридора между портами Балтийского моря и Черного, курсирует уже восьмой год: от литовской Клайпеды через Белоруссию и Украину контейнеры поступают в Одессу и Ильичевск. В путь поезд "Викинг" чаще всего отправляется каждый день. В составе – 40 платформ с контейнерами общим весом до 6 тысяч тонн. Перевозятся любые грузы: от текстильного сырья до тракторов, от бытовой химии до сложного оборудования. Для "Викинга", благодаря слаженной работе транспортников и таможенников разных стран, созданы льготные условия передвижения. В этом смысле маршрут уникален. По словам генерального директора компании Литовские железные дороги Стасиса Дайлидки, громадный товарный состав тратит на прохождение пограничного (ЕС-Белоруссия) пункта в Литве рекордно мало времени – полчаса.
Путь от Клайпеды от Ильичевска занимает 50 часов. Минимальное курсирование - три раза в неделю, максимальное - два раза в день.
Поезд "Викинг" - самое выгодное, по мнению экспертов, логистическое предложение в регионе. В прошлом году проект был удостоен специальной премии Еврокомиссии. На форуме министров транспорта Европы и Азии он объявлен лучшим с организационной точки зрения способом транспортировки грузов.
И вот на днях в Вильнюсе был подписан меморандум, расширяющий этот маршрут. К нему готовы присоединиться с северной стороны финские транспортники, с южной - турецкие. В таком случае по графику будет осуществляться комбинированная перевозка: на паромах от скандинавских и западно-европейских портов до литовской Клайпеды, поездом через Белоруссию и Украину, до черноморских Одессы и Ильичевска, где контейнеры уже будут ждать паромы в Турцию. Последняя, понятно, очень заинтересована и в обратном движении - чтобы отправлять свой груз в Западную и Северную Европу.
Маршрут, напоминающий древний торговый путь из варяг в греки (правда, в старину он был в основном водным), судя по заинтересованности многих зарубежных коллег литовских транспортников, собравшихся нынче в Вильнюсе, имеет перспективы – опять по исторической аналогии – стать ещё путем из варяг в персы (переговоры ведутся с Азербайджаном) и даже – своего рода Великими шелковым путем. Китай, конкретно: важный транспортный узел этой страны, двухмиллионный город Урумчи – вот куда и откуда может в будущем добираться "Викинг".
Также прорабатывается присоединение к маршруту Молдавии, Грузии, Армении, Сирии.
Говорит директор по коммерции компании Литовские железные дороги Томас Керщис.

Томас Керщис: Важно, чтобы к этому проекту с одного конца и с другого конца подключились другие компании, которые занимаются морскими перевозками, чтобы этот проект стал частью моста между Балтийским и Черным морем. Это реально может быть проект Скандинавия – Турция. Идут грузы из Турции и обратно, но они идут разными другими путями, и автотранспортом, и морскими перевозками.

Ирина Петерс: Маршрут проходит через разные страны, которые в разных союзах и в разных, можно сказать, весовых экономических категориях. Как удается транспортникам, таможенникам преодолевать противоречия, договариваться?

Томас Керщис: Проект "Викинг" имеет большую политическую поддержку даже на уровне президентов. Сейчас была встреча нашего президента с украинским президентом и одним из вопросов было, как развивать проект "Викинг", поэтому на самом высшем уровне идет. Все настроены, чтобы он работал успешно. Особенно важно – таможня, чтобы не было искусственных препятствий.

Ирина Петерс: Можно ли сказать, что Литва по сравнению со своими балтийскими соседями выигрывает?

Томас Керщис: Даже не нужно предположений. Все-таки Клайпеда – основной порт по перевозке контейнеров Балтийских стран. В прошлом году Клайпеда перевозила столько контейнеров, сколько Латвия и Эстония вместе. Конечно, этот проект возродился, потому что есть нужда в этом. Латвию и Эстонию мы приглашали присоединяться к этому проекту, но они выбрали другой путь, сейчас развивают другой проект. Желаем успеха.

Ирина Петерс: Бизнесмены чувствуют конъюнктуру, чувствуют состояние экономики первыми, что на этот счет говорят транспортники разных стран сейчас?

Томас Керщис: Экономика оживляется – это чувствуется по перевозкам. Идет рост, идут положительные сигналы.

Ирина Петерс: Уроки кризиса?

Томас Керщис: В кризис были потери, мы теряли доходы. Но в это время ни одного работника не уволили, ни один из наших клиентов не почувствовал кризис, потому что мы не стали поднимать тарифы, более того, делали разные скидки, чтобы все пережить.

Ирина Петерс: Для Белоруссии, на территории которой действует целых шесть транспортных коридоров, соединяющих север с югом и запад с востоком, проект "Викинг" – один из самых выгодных. В прошлом году во время своего визита в Вильнюс президент Лукашенко особо это отметил, сказав, что ощущает интерес к проекту со стороны Турции и Китая.
Беседуем с представителем белорусского логистического центра Белавтотранс Владиславом Лембиевским.

Владислав Лембиевский: 80% груза, который перемещается в рамках проекта "Викинг" – это белорусский товар либо экспортный, либо импортный. За счет тесного сотрудничества трех государств Литвы, Украины и Белоруссии этот проект вышел на столь привлекательный уровень, который предполагает лучшую логистику при перевозке продукции.

Ирина Петерс: Политические союзы, как сказал один литовский историк – опять эта чертова политика. Все-таки как между тремя участниками проекта, транспортниками удается решать противоречия?

Владислав Лембиевский: Политику оставим политикам. У нас четко поставленная задача, которую мы реализуем, обеспечиваем потребности, которые ставят перед нами грузовладельцы.

Ирина Петерс: Могут быть разные критерии, разный порядок, таможенный, предпложим.

Владислав Лембиевский: Каждая из стран заключили все необходимые договоренности, которые позволяют беспрепятственное перемещение груза по территориям, полный спектр оказания таможенных услуг. Причем это происходит в короткие сроки, позволяющие как ускорить, так и улучшить перемещение товаров на пограничных станциях. Сегодня мы очень четко отладили механизм работы, и каждый делает все для развития этого проекта.

Ирина Петерс: Третий участник проекта "Викинг" – украинский оператор, государственный центр транспортного сервиса "Лиски". Рассказывает его генеральный директор Артем Хачатурян.

Артем Хачатурян: Мы работаем в поле как минимум трех законодательных баз. С учетом того, что Литва вошла в Евросоюз – это уже одна структура со своими правилами, у Украины тоже свои принципы. Именно проект "Викинг" позволяет сегодня минимизировать прохождение пограничного и таможенного контроля, благодаря чему он является первенцем в соединении трех государств единым маршрутом.

Ирина Петерс: Обычно бизнесмены и транспортники в том числе не любят политические споры, все-таки политические неприятности, конечно, влияют на бизнес. Как удается их преодолевать?

Артем Хачатурян: Много политических проблем, которые мешают бизнесу. Да, такие примеры существуют во многих отраслях, не только транспорт, просто торговля. Но при этом есть нюанс. Лет 15-20 была создана эта колея стран Восточной Европы, в основном СССР. 15-20 – это размер колеи, ширина. И благодаря связи сегодня железная дорога – это единственная структура в каждом из государств Российской Федерации, Белоруссии, Литвы, других, которая соединяет вне зависимости от того, какая где бы ни была политическая ситуация. Если вспомним историю, развал Советского Союза, железная дорога, как не давала сбоев, так и не дает до сих пор. Единственное предприятие, которое работает четко по часам, стабильно.

Ирина Петерс: А самолеты?

Артем Хачатурян: Вы вспомните 90 годы, где был пассажиропоток. Украина сегодня является одним из лидеров в Европе по проценту прироста пассажирских линий. Впереди 2012 год, будет еще больше. Здесь, кстати, железная дорога будет одним из главных партнеров Польши и Украины, которая будет обеспечивать приезд на игры футбола, Чемпионата мира.

Ирина Петерс: Транспортники, принято считать, первыми и особо чутко ощущают или спад экономический, то есть в начале идут этого процесса или наоборот подъем в экономике.

Артем Хачатурян: У всех у нас был кризис. Иногда сообщество может воспрепятствовать, иногда экономит силы, легли на дно и начали развиваться заново. Понятно, что очень многие остались без работы и это самый ужасный показатель того, что он был. Произошла трансформация, за два года кто-то ушел, кто-то переформатировался. Новые реалии. Надо забыть слово "кризис" и двигаться дальше.

Ирина Петерс: Хоть, по мнению экспертов, украинские транспортники менее литовских коллег заинтересованы в проекте "Викинг" (они хотят больше использовать автономные преимущества собственных черноморских портов ), участие Украины в нем весомо, тем более - с расширением маршрута на Ближний Восток.
На каком конкретно языке договариваетесь? - спрашивала я транспортников разных стран о способе контактировать друг с другом. Часто это – русский, ответили мне, ещё – английский. А вообще-то, денежный – пошутил один из собеседников, имея в виду интересы собственной страны.
Грузы грузами, а что может дать такая мощная транспортная артерия, как "Викинг", пассажирам?
Отвечает представитель компании Литовские железные дороги Томас Керщис.

Томас Керщис: Мы сейчас делаем проект поезда Вильнюс – Минск, будет скоростной комфортный электрический поезд, который за два-три часа из Вильнюса в Минск подъедет. То есть не будет проверки на границах, вы входите, проверяетесь на таможне и едете спокойно до Минска, там выходите – тоже проверяют. Это будущее. Такие проекты, которые соединяют близкие страны. А чтобы соединить много стран пассажирским поездом – это слишком проблематично.
XS
SM
MD
LG