Ссылки для упрощенного доступа

Разгон и развал


В российской блогосфере вспоминают о событиях десятилетней давности, вошедших в историю как "разгром телеканала НТВ". Именно тогда, по мнению блогеров, началось сворачивание свободы слова в России. Пишет пользователь wheyayeman:

Десять лет назад я, конечно, не радовался разгрому НТВ, но не вполне адекватно оценивал возможные последствия этого события. Ситуация, конечно, и тогда не была абсолютно чёрно-белой, но то, во что вылилось преобразование НТВ, намного хуже тех нестыковок, которые были в нормальном старом НТВ. Пропагандистская машина, в которую мутировали наши СМИ, абсолютная безвкусица и надуманность того, чем сейчас кормят зрителей, зашоренность и невозможность сделать ничего, на что не будет указующего повеления - это ужасно.

О том, какими принципами руководствуются в компании НТВ пишет Роман Истомин:

Когда я работал на НТВ, в октябре 2008 года попал на 15-летие канала. Тогда премьер-министр России Владимир Путин лично и впервые почтил своим внимание канал НТВ. На закрытой встрече с сотрудниками запомнилась почему-то такая фраза Путина: "Вы должны понимать, что одно Ваше слово, и завтра люди выйдут на улицу! Одно ваше мнение, и последствия могут быть необратимыми для всех нас! Каждый из Вас должен ответственно подходить к донесению информации до населения и уметь различать, что можно и чего нельзя говорить в эфире". Стоит ли говорить, как повлияло именно это поручение на журналистский коллектив? Только у нас вмиг сняли четыре жёстких расследования-разоблачения, которые давно готовились к эфиру. У меня слетела история про ВИП-браконьерство, по которой уже были съёмки и договорённости с УФСБ по Приморскому краю. Вот так, недоговорённость оказалась гарантом национальной безопасности.

Впрочем, хоронить свободу слова в России еще рано, считает обозреватель портала Polit.ru Михаил Захаров. Пока работает Интернет:

Политических последствий у смены руководства на телеканале несколько. Журналистам, в том числе вполне провластным, история с НТВ показала, что медиа не являются властителями дум, а должны лишь исполнять роль обслуги — власти, собственника, грантодателя. Каковая роль последовательно и исполнялась. Путинской команде — наконец избавиться от необходимости оглядываться на общественное мнение. Что и было использовано, в частности, для борьбы с Михаилом Ходорковским и отмены прямых губернаторских выборов. Была ли история концом свободы слова? Скорее всего, нет. Переживающая часть общественности даже не ушла на кухни, она ушла в новые медиа — интернет-СМИ, чуть позже — в блоги. Здесь вполне сформировалась та самая НТВ-шная атмосфера. И довольно популярным стало рассуждение в молодежной среде "я вообще не смотрю телевизор".

***
В европейской блогосфере все заметнее раздумья о будущем Евросоюза. Число поводов для внутренних конфликтов постоянно растет. В прошлом году наиболее болезненным считался экономический вопрос: финансовая помощь, оказанная Греции, понравилась далеко не всем. Когда помощь получила также Ирландия, а вскоре получит и Португалия, греческий вопрос вышел – с некоторым запозданием – на авансцену финской политики. Член Европейского совета по международным отношениям Тейя Тииликайнен пишет в блогах Guardian:

В это воскресенье в Финляндии пройдут выборы, но уже сейчас можно сказать, что аналогов нынешней кампании в стране еще не было. Впервые в истории основным предметом национальных дебатов стал европейский вопрос. Кризис евро поднял волну недовольства Евросоюзом по всей Европе, и здесь эта волна способствовала возникновению партии "Коренные финны", разрушившей общенациональное согласие по многим вопросам европейской политики. В последние месяцы глава этой партии, Тимо Сойни, приобрел невиданную популярность: его поддерживают около 20% населения, что сравнимо с рейтингами основных партий. Если голосование подтвердит эти цифры, "Коренные финны" наверняка примут участие в формировании нового правительства. Звучали даже предположения, что Сойни может стать премьер-министром – тогда Евросоюз впервые получит евроскептика в качестве главы государства-члена.


Волнения в Северной Африке означают для Евросоюза не только участие или неучастие каждой отдельной страны в текущей операции НАТО – серьезные разногласия внутри ЕС вызвал вопрос иммигрантов, принять которых вынуждена была Италия. Об этом пишет автор блога Charlemagne's notebook на сайте The Economist:

Итальянский министр внутренних дел Роберто Марони горько сетовал, что Евросоюз бросил Италию в беде: "Я спрашиваю себя, какой смысл оставаться частью институции, которая в любой момент готова спасать банки и объявлять войну, но когда дело доходит до выражения солидарности со страной, оказавшейся в сложном положении, до нее не докричишься". Миграция, скорее всего, станет предметом споров на Европейском саммите в июне. И учитывая подъем евроскептиков по всему континенту, дискуссия вряд ли будет конструктивной. Под угрозой может оказаться существование Шенгенской зоны: как и евро, ее существование требует взаимной ответственности государств и способности контролировать свои границы. Италия, выдавшая иммигрантам из Туниса полугодовые разрешения на пребывание, переложила ответственность на своих соседей.


Впрочем, пострадают от возможного развала Шенгенской зоны не только иммигранты из Туниса. Ева Балог, автор блога The Hungarian Spectrum, пишет, что эмиграция из Венгрии снова на подъеме – впервые после 1956 года:

В Венгрии царит уныние. Хотя Христианские демократы пытаются вернуть молодых венгров, работающих сейчас за рубежом, напоминая им о неизбывной любви всякого венгра к куриному паприкашу и глазированным сыркам Turo Rudi, эта примитивная кампания не привела к массовому "возвращению домой". Как раз наоборот: в этом году половина выпускников медицинских вузов уехали из Венгрии, как только получили дипломы – так мало им платят в родной стране. Рост антисемитизма наверняка заставит уехать и венгров еврейского происхождения. В общем, наблюдается растущая тенденция к поиску более тучных пастбищ.
XS
SM
MD
LG