Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация с мигрантами в России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Кирилл Кобрин : Специальный проект нашей программы и Радио Свобода. Мы говорим о проблемах мигрантов на территории России и о проблемах жертв антигрузинской кампании, которая была развязана несколько месяцев назад российскими властями. Я передаю микрофон моему коллеге Олегу Кусову.



Олег Кусов : На территории России уже проживает 10 миллионов переселенцев из бывших советских республик.



Лидия Графова : Это цифра Федеральной миграционной службы. Эксперты считают, что около 5 миллионов, из них 1,5 миллиона - это, в основном, даже не просто русскоязычные, а русские, которые давным-давно мучаются, обивая пороги паспортно-визовых служб, пытаясь гражданство получить. Они приехали навсегда.



Олег Кусов : Это была председателя исполкома международного общественного движения "Форум переселенческих организаций" Лидия Графова.


Новые законодательные нормы не коснутся этих людей. Если, конечно, они не поступят следующим образом - после 15 января будущего года, даже на небольшой срок, вернуться домой, а потом вновь въедут в Россию на новых условиях. Для чего российские власти разработали подобные нормы, большинство экспертов понять не может. Не спешат объяснить это нынешним мигрантам, у которых часто денег хватает только на сегодняшнюю еду, и Федеральная миграционная служба. Но в целом руководство ведомства новыми законодательными нормами довольно. Заместитель директора ФМС Сергей Болдырев считает, что эти нормы упростят привлечение иностранных граждан к труду.



Сергей Болдырев : Экономика нашей страны, которая развивается, требует рабочих рук. Хотим мы того или не хотим - нам рабочие руки нужны, нужны работники различных квалификаций и профессий. Я думаю, что вы каждодневно в этом убеждаетесь, когда выходите из дома, посмотрев вокруг. С другой стороны, конечно, вы знаете, что та проблема с нелегальной миграцией, которая последние годы представляет такую высокую остроту, она тоже заботит, как и общественность, так и власти, то есть как справиться с этой огромной нелегальной армией мигрантов, которые по тем или иным причинам попали в поле, которое не регулируется каким-либо законодательством. Это тоже различные категории граждан. Их как бы в одну кучу нельзя складывать и рассматривать однозначно. К каждой группе нужно подходить со своими мерками, со своими рецептами, как от нелегальной миграции избавиться. Поэтому эти законы, о которых сейчас речь идет, они как раз на это и направлены.



Олег Кусов : Говорил заместитель директора ФМС Сергей Болдырев.


Ещё в марте прошлого года члены Совета Безопасности России поднимали проблему трудовой миграции. На взгляд председателя исполкома международного общественного движения "Форум переселенческих организаций" Лидии Графовой, тогда прозвучали конструктивные предложения, но до их воплощения на практике дело так и не дошло.



Лидия Графова : Их замыливают. Там было все. Там было создание новой концепции миграционной политики. Там даже была и миграционная амнистия фактически, та миграционная амнистия, про которую наша организация говорит уже четыре года, с 2004 года, когда был Всероссийский чрезвычайный съезд защиты мигрантов. Это в связи с тем, что вводились новые законы, которые делали иностранцами наших родных соотечественников, которые, приезжая в Россию, становятся точно такими же иностранцами, как пришелец с Марса, с Африки. Это просто дикая несправедливость. И это то недоразумение, которое лежит в основе очень многих бед, в частности, того, что в России прекратилось переселение на постоянное место жительства.


Вы, наверное, знаете, что была создана программа "Содействие добровольному переселению". На нее будут потрачены большие деньги - 17 миллиардов на три года, выделено 12 регионов. И всего-навсего на эти огромные деньги то ли переселятся, то ли не переселятся 300 тысяч человек. Была надежда, что мы, наконец, выйдем к разумной миграционной политике в марте прошлого года. Летом этого года были приняты замечательные законы. Наконец-то, услышали то, что в марте решил Совбез, то, что сказал президент. И начинается революция, нормальная революция, что Россия становится страной открытых дверей. Но, к сожалению, происходит известная в России такая игра - примут хорошие законы, а потом их фактически уничтожат. Сделают, наоборот, подзаконными актами и постановлениями.



Олег Кусов : Установленные квоты для мигрантов Лидия Графова не считает справедливыми.



Лидия Графова : Простите, в иностранцы входят те самые несчастные грузины, самая близкая нам по духу нация. Зачем народы ссорить? Вот тот позор, который пережила Россия, за который еще долго-долго мы будем расплачиваться - по депортации, когда умирают у нас в спецприемниках (недавно вот Манана умерла). Грузия входит в число тех, кто по визам в эту небольшую квоту (308 тысяч), и Туркменистан. Простите, Туркменистан, где остались наши бедные несчастные, но фактически в рабстве у Туркменбаши. Их-то за что мучить? Вообще, квоты вводятся для того, чтобы что-то ограничить.



Олег Кусов : Экономика России нуждается в мигрантах. Но, несмотря на это, отношение в российском обществе к ним неоднозначное. Так считает директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель.



Владимир Мукомель : К сожалению, в российском обществе складывается довольно-таки странная ситуация, когда у нас общество выстраивается в иерархию в зависимости от этнической принадлежности. Если нерусский, если не представитель традиционного для России меньшинства, скажем, татарин, башкир, а представитель мигрантского меньшинства, даже имея российское гражданство, ты становишься человеком второго сорта. К сожалению, это действительно серьезная проблема. Потому что и те азербайджанцы, которые имеют российское гражданство, испытывают вот эти дискриминацию.


Мы говорим о правах человека. Но никто или очень мало говорится о том, что труд мигрантов - это принудительный труд. Так это понимается и международными экспертами, и так это зафиксировано в российском Трудовом кодексе. Изъятие документов, задержки или невыплата зарплаты - это все принудительный труд. К сожалению, по моим оценкам, в этом году прибыль от эксплуатации принудительного труда мигрантов превысит 10 миллиардов долларов. Это большие деньги. На этом фоне те разговоры о том, сколько мигранты вывозят из России, детский лепет. В конце концов, эти деньги ими заработаны.



Олег Кусов : Так считает директор Центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG