Ссылки для упрощенного доступа

Военное положение в Польше: 25 лет споров


Институт национальной памяти Польши обещает лишить покоя бывшего лидера страны
Институт национальной памяти Польши обещает лишить покоя бывшего лидера страны

25 лет назад в Польше было введено военное положение. Коммунистический режим генерала Войцеха Ярузельского попытался таким образом подавить растущее в стране оппозиционное движение, возглавляемое независимым профсоюзом «Солидарность». В сегодняшней Польше этот день отмечается, как день памяти жертв военного положения. Однако некоторые историки и участники событий 25-летней давности считают, что Ярузельский таким образом спас страну от советского вторжения.


Утром 13 декабря 1981 года вместо привычных телевизионных и радиопрограмм поляки услышали музыку и обращение к народу генерала Войцеха Ярузельского, который объявил о введении в стране военного положения. В тот же день в Польше начались аресты активистов оппозиции. А по протестующим против введения военного положения шахтерам открыли огонь. Пролилась кровь.


Через 25 лет после тех трагических событий существуют разные мнения о том, насколько оправданным было введение военного положения в стране. Одни говорят, что это было преступление против собственного народа, которому нет оправдания. «13 декабря - это день памяти о всех погибших во время военного положения, - говорит бывший оппозиционер, а ныне спикер польского сейма Марек Юрек. - Это были трагические события, поскольку режим жестоко расправился со стремлением народа к свободе и независимости. Положительный момент в том, что сопротивление поляков все же не удалось сломить даже введением военного положения. 80-е годы были периодом постоянной борьбы. В результате мы не только добились своего, но Польша оказала также значительное влияние на то, что "холодная война" закончилась».


Такого же мнения придерживаются депутаты от правых и либеральных партий, представленных в польском парламенте. Между тем Союз левых демократов, находящийся в оппозиции, привержен так называемой теории меньшего зла. То есть, утверждают лидеры СЛД, если бы Ярузельский не ввел военное положение, то в Польшу вошли бы дополнительные части войск Варшавского договора, что привело бы к вооруженному сопротивлению и огромным жертвам.


«Как показывают результаты опросов общественного мнения, все больше поляков считают, что решение о введении военного положения было обоснованным, - сказал в интервью Радио Свобода лидер фракции Союза левых демократов, бывший министр обороны Польши Ежи Шмайдзинский. - Нет документов, нет никаких однозначных свидетельств того, что советские войска вошли бы в Польшу. Мнение поляков по этому вопросу разделены, поскольку это одно из наиболее неоднозначных событий в нашей истории. Тем не менее, для большинства поляков это было меньшим злом. Я такое мнение разделяю».


На слова Ежи Шмайдзинского его политический оппонент депутат от либеральной «Гражданской платформы» Роберт Тышкевич заявляет, что теория меньшего зла от возможной советской интервенции была придумана коммунистами только для того, чтобы удержаться у власти: «Я, как бывший активист "Солидарности", работавший в подполье во время военного положения, смотрю на те события совершенно однозначно. Это была война против собственного народа. Под прикрытием защиты от советской интервенции власти, которые полностью потеряли доверие народа, поддержали силой полностью прогнившую к тому времени систему. Из-за этого перемены в Польше были отложены на восемь лет. Поляки заплатили огромную цену за военное положение - погибли люди, а страна погрузилась в состояние стагнации, экономика не развивалась. Мы потеряли эти годы. Сейчас уже известны высказывания участников тех событий, как с польской, так и с советской стороны, которые свидетельствуют о том, что вариант ввода дополнительных войск Советского Союза в Польшу серьезно не рассматривался. Если бы дело было не в сохранении коммунистической власти, военное положение могло бы быть не таким жестким. Поведение властей после введения военного положения однозначно свидетельствует о том, что они вовсе не хотели защитить народ от советской интервенции, а просто-напросто пытались возродить коммунизм в его самой худшей форме».


Примечательно, что экс-коммунист Александр Квасьневский, еще будучи президентом, заявил, что военное положение было злом, и что ни один здравомыслящий человек в этом не сомневается.


Историк, профессор Ежи Хольцер заявляет, что обоснованность введения военного положения в Польше помогли бы оценить документы советской армии и спецслужб того времени. «Я уверен, что непосредственной угрозы советской интервенции не было, - говорит ученый. - Поэтому защита народа перед такой интервенцией - не аргумент. Однако неизвестно, понимали ли тогдашние польские власти, в частности Ярузельский, что Москва не собирается вводить свои войска в Польшу». Сам Ярузельский неоднократно заявлял, что берет на себя всю ответственность за введение военного положения и его последствия и считает, что поступил тогда правильно.


Несмотря на то, что большинство специалистов считают введение военного положения незаконным с юридической точки зрения, никто за это до сих пор не был наказан. По мнению бывшего оппозиционера, одного из лидеров «Солидарности», затем министра иностранных дел, а нынче депутата Европарламента Бронислава Геремка, поляки до сих пор не знают всей правды о декабрьских событиях 1981 года. «Прошло 25 лет. И те события не должны вызывать ненависти или желания отомстить. Нужна правда, которая может означать только однозначное осуждение военного положения, решение о введении которого никак не служило интересам Польши», - сказал Геремек.


Спикер польского сейма Марек Юрек сказал в интервью Радио Свобода, что правящая нынче в Польше партия «Право и справедливость» считает, что справедливость должна быть восстановлена: «Расследование ведется. Это правда, что никто до сих пор непосредственно за военное положение не понес ответственности. Политические перемены в Польше должны привести к восстановлению справедливости и в этом деле».


Институт национальной памяти Польши ведет 157 расследований, связанных с преступлениями, совершенными во время военного положения, в том числе и против инициаторов его введения - генерала Войцеха Ярузельского и еще десяти высокопоставленных функционеров Польской народной республики, которые в 1981 году входили в Государственный совет страны. По мнению специалистов Института национальной памяти, члены Госсовета превысили свои полномочия, принимая декрет о военном положении и еще несколько актов: конституция ПНР предусматривала возможность принятия Госсоветом декретов и введения военного положения только в перерывах между заседаниями сейма. А парламент в то время как раз работал. Следствие планируется закончить в марте следующего года. Тогда документы будут переданы в суд.


XS
SM
MD
LG