Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Истории Запада и Востока. Иисус Христос на экране


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Воронцова.



Полина Ольденбург : С самых ранних дней существования кинематографа деятели христианских церквей использовали этот новый вид искусства для проповеди. Миссионеры показывали черно-белые ролики о рождении и жизни Иисуса, переезжая из деревни в деревню в Африке или на островах Океании. В то же время и католики, и протестанты всегда очень чувствительно относились к изображению Иисуса на экране. О том, как некоторые фильмы проделали путь от запретных к классическим, и о том, как изменился характер протестов против таких картин в Ирландии в истории нашего корреспондента Елены Воронцовой.



Елена Воронцова : Группа «Монти Пайтон», выпустившая в 1979 году известную ленту «Житие Брайана», прошла через многое. Несмотря на то, что Иисус появляется в фильме не более, чем на 30 секунд, и вся сатира направлена на человеческие предрассудки, одного только места и времени действия оказалось достаточно, чтобы задеть чувства некоторых религиозных деятелей. (Главный герой фильма, Брайан, родился в один день с Христом, и его принимают за Мессию.)


И все-таки именно в эти годы стало ясно, что в общественном мнении происходит перелом, и что церковь больше не может считать себя бесспорным авторитетом, обладающим правом накладывать вето на ту или иную продукцию. В Италии фильм «Житие Брайана» был запрещен до 1990о года, в Ирландии он был под запретом в течение восьми лет. Говорит ирландский публицист и кинокритик Дональд Кларк.



Дональд Кларк : Я помню, как в это время в Британии шел горячий спор, где на одной стороне были члены «Монти Пайтон» Майкл Палин и Джон Клиз, а с другой - Малколм Маггеридж и епископ Саусворт. И что меня больше всего поразило тогда, это то, насколько слепы были бывший марксист Маггеридж и епископ к произошедшим в обществе переменам. Они считали, что по-прежнему являются высшими авторитетами, но совершенно очевидно, что они таковыми не были. Их оппоненты, члены «Монти Пайтона», впоследствии вспоминали, как самоуверенно, воздев руку, словно бы благословляя аудиторию, те критиковали, по их словам, «третьесортный фильм, который через 5 лет никто не вспомнит». Теперь мы видим, что известность фильма «Житие Брайана» выдержала намного больше... И как же странно это возмущение клерикалов, при том, что создатели фильма всеми силами пытались показать, что фильм не о Христе.



Елена Воронцова : Барри МакМиллан, лектор-теолог, автор регулярной колонки в католическом журнале « Thourough », всегда стоял на защите фильма. Он считает, что верующие должны быть способны сами выносить суждение, и никто не должен это делать за них.



Барри МакМиллан : Причина, по которой я защищал и продолжаю защищать эту ленту, - это то, насколько удачна там сатира, направленная на формальное христианство, формальную сторону любой религии, если на то пошло. Это сделано блестяще. Моя любимая сцена в фильме - это где Брайан убегает от толпы, принявшей его за Мессию, и теряет сандалий. Толпа находит его, и разгорается диспут - что означает этот знак? Люди заводят схоластический спор о том, какое послание оставил господь в виде одного сандалия? Я считаю, что этот момент фильма отлично отражает период Реформации, через который прошла наша церковь в реальной жизни.



Елена Воронцова : Другой фильм, «Последнее искушение Христа», снятый в конце 80-х Мартином Скорсезе, стал мишенью для протестов еще до выхода на экран. В фильме показано искушение Христа семейным счастьем. И Иуда в конце фильма словно бы пробуждает Иисуса от искушения простой человеческой жизнью, и напоминает о его истинном призвании. Фильм никогда не претендовал на верность историческим фактам, или на экранизацию священного писания, но критикам тогда не пришлось по душе то, что они сочли «искажением истории». Продолжает теолог Барри МакМиллан:



Барри МакМиллан : Сложный момент в рассуждениях об Иисусе и его сексуальности основан на двух строжайших табу, наслоенных одно на другое. С одной стороны - религия, о которой еще совсем недавно, в 80-е, здесь в Ирландии говорить могли не все, и очень осторожно. И с другой стороны - сексуальность, в связи с которой у нашего общества до сих пор как будто нет среднего пути, тут либо полное подавление, либо эксплуатация до предела. Согласно библейскому учению, Иисус был полностью человеком, и в то же время - Богом. Эту концепцию не так просто объяснить в рамках радио-интервью, Христос был аутентичным человеком, со всеми свойствами, присущими человеку, и в то же время он был божественной природы.


В рамках христианской традиции несколько факторов не позволяли смотреть на сексуальную природу Иисуса как человека. Один из них - это устоявшееся мнение, что все, связанное с телесным, мешает духовному, эти два начала работают друг против друга, а значит, раз Иисус - божественен, то «земные» аспекты Иисуса-человека не нужно слишком часто упоминать. И даже если мы смотрим на Иисуса, как на историческую личность, о которой знаем очень мало, все же принято считать, что он не был женат и не оставил потомства.



Елена Воронцова : В 1988 году в Париже группа протестующих кидала бутылки с зажигательной смесью в кинотеатр в знак протеста против фильма Скорсезе, что привело к нескольким несчастным случаям. Сегодня некоторые религиозные организации, вначале нападавшие на этот фильм, изменили мнение, и даже рекомендуют его к просмотру, как «наводящий на размышления». Однако самые активные критики по-прежнему считают фильм оскорбительным и порнографическим.


Такие же эпитеты получил и небезызвестный мюзикл «Джерри Спрингер - Опера». В нарочито скандальной постановке присутствуют дьявол, Иисус Христос и сам Джерри Спрингер. Компания BBC получила десятки тысяч писем протеста еще до показа этого мюзикла на одном из каналов.


В то же время, стремясь привлечь молодежь в лоно церкви, христианские организации снимают ролики самого разного характера. В некоторых Иисус изображен подростком, отговаривающим беременную Магдалину от аборта, и проданным одноклассницей за дозу кокаина. Какие-то из этих роликов по очевидности стараний понравиться подросткам недалеко уходят от видеоблогов оппозиционных политиков.





XS
SM
MD
LG