Ссылки для упрощенного доступа

В Подмосковье везут ядерные отходы из Германии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова, Александр Хавронин и Вера Володина.



Кирилл Кобрин: В Россию поступает новая порция радиоактивных отходов: по данным сетевого издания " News . ru . com ", в подмосковный Подольск из Германии отправлено более 300 килограммов переработанного ядерного топлива. Сообщается, что опасный груз содержит около 200 килограммов высокообогащенного урана и еще 100 килограммов урана, обогащенного до уровня 10-20 процентов. На подольском предприятии "Луч" не подтверждают, что ждут радиоактивный груз из Германии. Российские и германские экологи говорят об опасности воздушной транспортировки такого количества обогащенного урана.



Любовь Чижова: Информация о том, что в Россию из Германии отправляются радиоактивные отходы, была засекречена: опасаясь акций протестов экологов, немецкие чиновники тщательно скрывали от журналистов дату и подробности проведения операции. Однако эти данные все же попали в прессу, которая пишет о беспрецедентных мерах безопасности, предпринятых для транспортировки обогащенного урана.


Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Германии Александр Хавронин.



Александр Хавронин: Обогащенный уран отправлен в Россию в рамках Программы возвращения ядерного наследства. В свое время из Советского Союза ядерное сырье поступило в ГДР на опытный реактор в городе Россендорф. Из более чем 300 килограммов радиоактивных отходов около 200 килограммов - высокообогащенного урана и около 100 килограммов урана, обогащенного до уровня 10-20 процентов. Общая стоимость транспортировки ядерных отходов оценивается в 1 миллион евро. Вся процедура транспортировки финансируется властями Германии. Радиоактивный груз отправлен из Дрездена в российский город Подольск на специальном грузовом самолете Ил-76. Для соблюдения повышенных мер безопасности в Дрезден дополнительно прибыли несколько сот представителей полиции и спецслужб Германии.


Отправку ядерных отходов в Россию я попросил прокомментировать Хайнца Смиталя, эксперта в области атомной энергетики экологической организации "Гринпис".



Хайнц Смиталь: "Гринпис" всегда высказывался против транспортировки радиоактивных отходов по воздуху. Нам известны случаи, когда ранее таким образом транспортировался плутоний, а теперь - обогащенный уран. На наш взгляд, при транспортировке ядерных отходов по воздуху существует повышенная опасность для окружающей среды из-за возможных терактов.



Александр Хавронин: Можно было решить эту проблему каким-то другим, лучшим способом?



Хайнц Смиталь: Нужно задаться вопросом, а насколько вообще была необходима транспортировка ядерных отходов из Германии в Россию? Разве в России лучше условия для хранения подобных отходов с точки зрения безопасности? То есть все это нужно перепроверить. Также возникает вопрос, а что будет дальше с этими отходами в России, будут ли они использоваться для получения атомной энергии или нет? И еще один вопрос возникает: если транспортировка была так необходимо, то, может быть, стоило переправлять груз каким-то наземным средством?



Александр Хавронин: Экологическая ситуация в Германии улучшится после вывоза ядерных отходов?



Хайнц Смиталь: Тут еще надо посмотреть. Ведь с точки зрения безопасности хранения этих ядерных отходов в Германии все было и так на высоком уровне.



Александр Хавронин: Высокообогащенный уран может быть использован для создания атомной бомбы. Кроме "Гринпис", ряд других экологических организаций Германии высказались против транспортировки урана воздушным путем из-за угрозы захвата самолета террористами.



Любовь Чижова: Руководство предприятия «Луч», на которое, предположительно, прибудут радиоактивные отходы из Германии, не подтверждает эту информацию.


О том, как жители Подольска восприняли известие о том, что к ним в город едет опасный груз из Россендорфа, рассказывает наш подмосковный корреспондент Вера Володина.



Вера Володина: В Подольске и его окрестностях при слове "радиоактивные" отходы жители прежде всего называют два предприятия - Завод цветных металлов в поселке Львовский и НПО "Луч" в Подольске. Лет пятнадцать назад на завод завозили радиоактивные отходы для переплавки, и общественность тогда очень активно боролась против. Поэтому сегодня генеральный директор Завода цветных металлов Сергей Хомянин поспешил опровергнуть слухи.



Сергей Хомянин: Мы к этому грузу отношения никакого не имеем, иметь не собираемся. И все домыслы и слухи - это все домыслы и слухи.



Вера Володина: В приемной директора НПО "Луч" посоветовали звонить завтра.



Представитель НПО "Луч": Тяжело найти кого-нибудь сейчас. Сегодня же день такой, который... В данный момент нет никого. Завтра перезвоните, узнаете. Извините, мы заняты.



Вера Володина: Таким образом, на предприятии официально пока не подтверждают то, что сообщают их коллеги из Германии, - что высокообогащенный уран будет направлен в НПО "Луч" в Подольске. Не все из местных жителей верят в то, что груз из Германии идет именно в Подольск.



Житель Подольска: Я думаю, что это не в Подольском районе. Богатая территория.



Вера Володина: А на вопрос, пугает ли их сообщение о радиоактивном грузе, отвечают так.



Житель Подольска: Знаете, все должно быть на научной основе. Пусть об этом думают умы и мужи.



Жительница Подольска: А, у нас все, говорят, по науке, а на самом деле неизвестно что.



Житель Подольска: Я в этом не разбираюсь. По-моему, эта истерия, она ни к чему, которую вы делаете.



Жительница Подольска: Как я могу ответить? Я за своего ребенка больше всего переживаю, чтобы, главное, мы не страдали от этого, и все. А там уже им виднее, кто наверху.



Жительница Подольска: "Луч" всегда славился своей радиацией. А если это будет еще на более масштабном уровне, то, конечно, беспокоит. Единственное, я ничего сама не могу сделать против этого.



Жительница Подольска: Совсем травят нас всех!



Жительница Подольска: Я уже здесь 30 лет живу, конечно, пугает. Какая там технология? Сейчас, по-моему, ничего нигде не соблюдается.



Житель Подольска: Тут же ведь у нас кругом эти предприятия. Их развелось столько! Много не очень крупных предприятий, и там, естественно, всех условий, так сказать, для проведения этих мероприятий, дорогостоящих, как я понимаю, нет. Пойдут ли они все туда, куда нужно?



Вера Володина: На подольских интернет-форумах весь день высказывается молодежь. Кто-то ужасается, кто-то успокаивает: уже тридцать лет предприятие занимается такой деятельностью. А третьи делают экономические прогнозы: может быть, жилье в Подольске теперь будет стоить дешевле.



Любовь Чижова: Президент Союза "За экологическую безопасность" Лев Федоров считает, что ядерные отходы России не нужны. А то, что операция по их доставке из Германии в Подольск проходит под знаком "Секретно", объясняет тем, что российские власти опасаются возможных акций протеста.



Лев Федоров: Возникает несколько недоуменных вопросов. Я не понял, при чем тут Подольск? У нас страна большая, и общественность знает что-то о Челябинской области, что-то о Свердловской области, что-то о Томской области. Вот Подольск еще не возникал в связи с транспортировкой ядерных отходов. На самом деле, в законе об охране окружающей среды у нас записано, что транспортировка в Россию ядерных отходов запрещается. Но больше всего меня беспокоит то, что мы не знаем своей страны, мы не знаем, что и где завтра случится или загорится. Какой-то завод "Луч" вдруг приспособился. Мы же не знаем с вами, что это за проект, была ли экологическая экспертиза этого проекта.


А держится все в тайне, потому что боятся, что экологи начнут задавать вопросы. А у нас бюрократия не любит, когда ей задают вопросы, особенно в таких двусмысленных областях. Потому что наверняка в этом проекте у них есть слабые места. А кто бы Кириенко мешал пригласить экологов и сказать: "Ребята, вот там 30 килограммов везут, не кипятитесь", и рассказать по пунктам, какие меры безопасности он, Кириенко, принял? Наша атомная отрасль как была секретной, так и осталась секретной. Она все держит в секрете. Поэтому полной картины у нас нет. Вся эта дребедень опасна неизвестностью.



Любовь Чижова: Говорил президент Союза "За экологическую безопасность" Лев Федоров.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG