Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Человек дня - лауреат фестиваля правозащитного кино "Сталкер", режиссер Мария Кравченко


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие киновед Андрей Шемякин .



Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 18 декабря - молодой российский режиссер Мария Кравченко, лауреат фестиваля правозащитного кино "Сталкер" в номинации "Лучший неигровой фильм" за документальную ленту "Собиратели теней". Марии Кравченко 25 лет, она родилась и выросла в Грозном, где жили несколько поколений ее родственников. Получила журналистское образование в Саратовском государственном университете. Работала в местной прессе, на телевидении. Сейчас учится во ВГИКе в мастерской документального кино. Фильм о Грозном "Собиратели теней" снят на Нижне-Волжской студии кинохроники. Рассказ о Грозном Мария ведет вместе с лидером поп-группы «Мертвые дельфины» Артуром Ацаламовым.


О человеке дня Радио Свобода говорит киновед, ведущий программы "Документальная камера" на телеканале "Культура" Андрей Шемякин.



Андрей Шемякин: Мария Кравченко работала на саратовском телевидении. В Саратове мы познакомились, когда она брала у меня интервью несколько лет назад. Сразу было ясно, что это человек сильный, яркий и абсолютно самостоятельный, возможно, в будущем режиссер. Так все и подтвердилось. Она переехала в Москву. Это ее первая дипломная работа, то есть даже не дипломная, а просто работа "Собиратели теней". И сразу она получила призы.


Картина очень сильная. Это исповедь. И, вообще, очень трудно, почти невозможно режиссеру поставить себя на место своего героя, исповедоваться, не сфальшивить, не сбиться, не впасть в сентиментальность. Речь, собственно, идет о том, что город детства Грозный, где родилась Мария… Она, собственно говоря, не имеет ни капли крови чеченской, она об этом сама говорит, но тем не менее Грозный для нее - страна детства. В страну детства нельзя вернуться не потому, что детство ушло, а потому что страны той нет, того города нет. Поразительная картина, нервная. Трудно сделать что-то принципиально новое, не менее сильное после фильма Павла Костомарова и Антуана Каттина "Мирная жизнь". Но тем не менее Марии это удалось. Я думаю, что именно интонация абсолютной исповедальности и при этом полное отсутствие сентиментальности, и большая человеческая зрелость, и профессиональное мастерство позволили дать ей приз за лучший дебют вот уже на нескольких фестивалях.


Это колоссальное, потрясающее сочетание улыбки и неулыбающихся глаз. Сразу замечаешь: человек очень много пережил, прежде чем взяться за камеру. Предельная доброжелательность, открытость, совершенно другое состояние на лице, выражающееся в глазах. Я должен сказать, что она абсолютно отчаянная, она ничего не боится, она чувствует себя, скорее, таким одиноким волком, хотя очень внимательно относится к тому, что делают вокруг коллеги. Склонна себя, скорее, угрызать, чем быть таким абсолютно самоуверенным суперменом, если угодно. То есть это абсолютно живой человек, но она очень четко знает, чего хочет и умеет этого добиваться. Но профессионально, конечно, нуждается в такой большой моральной человеческой поддержке, потому что из тех людей, которые будут делать свое кино, несмотря ни на что.


Пожелание: оставаться собой, расти и пробиваться именно к своему, потому что успех первого фильма - это обманчивый успех. Или, действительно, за этим уже стоит - плюс ко всему - серьезные профессиональные наработки и зрелость.


XS
SM
MD
LG