Ссылки для упрощенного доступа

Ливийский суд приговорил к смертной казни болгарских медсестер и палестинского врача


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Ваксберг .



Александр Гостев : Суд в Ливии вынес смертный приговор пяти болгарским медсестрам и врачу-палестинцу, которых обвинили в намеренном заражении вирусом иммунодефицита человека сотен детей в местной больнице. Медики находятся под стражей уже семь лет. Первый смертный приговор был вынесен им в мае 2004 года, но тогда Верховный суд Ливии распорядился о новом расследовании. В защиту обвиняемых выступили многие страны, международные организации и правозащитники. Болгарские власти сделали все возможное, чтобы спасти соотечественниц. И вот сегодня новый смертный приговор. О реакции в Болгарии на него рассказывает наш корреспондент Татьяна Ваксберг.



Татьяна Ваксберг : Болгария “в шоке”, “в ужасе”, “в панике”. Эти слова звучат сегодня не только на улицах Софии, но и в парламенте и в правительстве - из уст представителей, как власти, так и оппозиции. Такова реакция на смертный приговор болгарским медсестрам, работавших по контракту в Ливии и осужденных сегодня за умышленно е заражени е нескольких сотен ливийских детей . Доктор Георгиев, который ранее тоже был подсудимым, но впоследствии был оправдан ливийским судом, уже два года не может вернуться в Болгарию, так как местные власти не выдают ему выездной визы.


Сам процесс над пятью медсестрами развивался довольно странно для обычного уголовного дела. Он начался самопризнаниями со стороны медсестер, а почти сразу же затем последовал отказ от этих самопризнаний, которые, по словам обвиняемых, были получены под пытками. Три года спустя к ответственности привлекли самих пытавших, но затем сняли с них обвинение. Ливийский суд заявил, что этот вопрос вне его компетенции.


На третьем году процесса суд согласился выслушать в качестве экспертов французских и итальянских вирусологов. Они объявили, что заражение крови в ливийской больнице произошло задолго до поступления туда на работу болгарских медсестер и было обусловлено крайне неудовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями. Эти доказательства не были приняты во внимание. В 2004 году медсестер все же приговорили к смерти. Затем Верховный суд постановил пересмотр дела, заметив в нем процедурные нарушения. Сегодня, на восьмом году процесса, смертный приговор был вновь подтвержден. Министр внутренних дел Болгарии Румен Петков заявил:



Румен Петков : Я совершенно потрясен и надеюсь, что при поддержке Евросоюза Болгария найдет выход из этого катастрофического положения для наших девочек.



Татьяна Ваксберг : С формальной точки зрения, адвокаты болгарских медсестер могут подать на апелляцию в Верховный суд Ливии. Защита немедленно объявила, что будет обжаловать приговор. Однако дипломатический подход болгарского государства вероятнее всего изменится. До сих пор, как правые, так и левые правительства в Софии призывали граждан к спокойствию и заявляли, что доверяют ливийскому суду. Судя по сегодняшним заявлениям официальных лиц, этот подход сейчас изменится. Говорит главный прокурор Болгарии Борис Велчев:



Борис Велчев : Я читал материалы дела и заявляю со всей ответственностью - в этих материалах нет ни одного доказательства, которое могло бы объяснить сегодняшний приговор. Это означает, что приговор не имеет ничего общего ни с набором предоставленных доказательств, ни с юриспруденцией. Сегодня окончательно наступил конец политическому лицемерию, в рамках которого мы были вынуждены утверждать, что доверяем ливийской судебной системе. Это не судебный процесс, а политический вопрос и, я надеюсь, что он будет решен на политическом уровне.



Татьяна Ваксберг : Бывший президент, представитель правых сил Петр Стоянов, тоже юрист по образованию, был также категоричен - дело в Ливии является инсценировкой, за которой кроются совершенно иные интересы с ливийской стороны.



Петр Стоянов : Мы и раньше это знали, но не говорили об этом вслух, чтобы не привести к неблагоприятному развитию событий для наших медсестер. Но теперь мы обязаны заявить совершенно ясно: ливийское правосудие полностью игнорирует основные элементы традиционного судебного процесса. Оно работает под политическим нажимом. Это означает, что у Болгарии другого выхода нет, кроме как перейти на твердый курс в отношении Ливии. Мы ясно и в каком-то смысле бесцеремонно должны заявить - Ливия использует этот процесс для того, чтобы добиться заключения политической сделки.


Сама по себе Болгария - слишком маленькая фигура на международном поле. Но в качестве члена Европейского Союза она обретает новую значимость. 1 января Болгария вступает в Евросоюз. Ливия будет стремится к сделке уже с Евросоюзом. Этот процесс очень скоро выйдет за рамки двусторонних отношений между Болгарией и Ливией. Если смертные приговоры будут исполнены, Болгария будет добиваться в Евросоюзе того, чтобы к Ливии относились как к стране, которая категорически нарушает любые нормы международного права.



Татьяна Ваксберг : Бывший президент Стоянов не уточнял, какую именно сделку он имеет в виду, потому что в Болгарии, благодаря прессе, это и так публичная тайна. Ливия стремится восстановить те убытки, которые она претерпела несколько лет назад, в ходе другого международного процесса. В 1988 году над шотландским городом Локерби взорвался самолет компании "Пан Америкэн", погибли 259 пассажиров и 11 человек на земле. Процесс длился почти 13 лет и признал виновными ливийских террористов. Ливия была вынуждена заплатить компенсации в размере 2 миллиардов 700 миллионов долларов, и эти компенсации были выплачены, несмотря на то, что сама Ливия виновности своих граждан не признавала и называла дело сфабрикованным. Теперь Ливия устроила такой же процесс, каким в ливийском понимании было дело о теракте в Локерби.


Сегодня, наряду со смертным приговором, суд в Триполи обязал обвиняемых выплатить компенсации семьям погибших и зараженных детей . Сумма оказалась п риблизительно такой же, какую Ливия в свое время заплатила за теракт над Локерби.


Что касается напоминания политиков в Софии , что 1 января Болгария вступает в Евросоюз и таким образом "дело медсестер" выйдет за рамки двухсторонних отношений с Ливией, эти слова совпали с поддержкой, выраженной представителями ЕС. Ответственный по вопросам правосудия в Евросоюзе Франко Фратини заявил в первые же минуты после оглашения приговора в Триполи, что он в шоке от решения суда. Фратини добавил, что этот приговор является препятствием для дальнейшего сотрудничества Евросоюза с Ливией, и выразил надежду, что Верховный суд пересмотрит вынесенное решение уголовного суда.




XS
SM
MD
LG