Ссылки для упрощенного доступа

Оперу «Идоменей» исполнили в Берлине под полицейской охраной


Еще в 2003 году постановка «Идоменея» в Deutsche Oper Berlin наделала много шума
Еще в 2003 году постановка «Идоменея» в Deutsche Oper Berlin наделала много шума

Немецкий театральный режиссер Ганс Нойенфелс (Hans Neuenfels) добился возвращения в репертуар берлинского театра Deutsche Oper Berlin своей постановки оперы Моцарта «Идоменей» (Idomeneo). Спектакль по мотивам греческой мифологии повествует о восстании людей против Бога. В эпилоге царь Крита выходит на сцену с мешком, в котором находятся головы Будды, Посейдона, Иисуса и пророка Мухаммеда. Оперу сняли из репертуара из-за опасений агрессивной реакции исламистов. Разгорелась общественная дискуссия о пределах политкорректности, и вот в условиях повышенных мер безопасности состоялся первый спектакль.


Гансу Нойенфелсу 65 лет, он родился в городе Крефельд, театральное образование получил в Австрии. Начинал как режиссер драмы. Занимается кинорежиссурой, пишет стихи, прозу, либретто музыкальных спектаклей. О Гансе Нойенфелсе рассказывает берлинский корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер: «В молодые годы, прежде чем увлечься навсегда театром, Нойенфельс больше года жил в Париже и работал ассистентом немецкого художника и скульптора, дадаиста и сюрреалиста Макса Эрнста.


Ханс Нойенфельс изучал актерское искусство и режиссуру в семинаре имени Макса Рейнгардта в Вене. В 23 года он поставил свой первый спектакль, а затем успешно работал во многих театрах немецкоязычного пространства. В оперу он пришел уже зрелым мастером театра. Первый настоящий успех с элементом скандала ждал Нойенфельс спустя 6 лет в постановке во Франкфурте "Аиды" Верди, в которой он изобразил главную героиню уборщицей. Драму он тоже не забывал — руководил театром Freien Volksbühne ("Свободная народная сцена в Западном Берлине"). Последний по времени опус Нойенфельс опера под фортепиано "Шуман, Шуберт и снег". По-немецки снег — "schnee", так что само шипящее название маленький звуковой опус. Schumann, Schubert und der Schnee.


Нойенфельс, несмотря на провокационность его творчества, а может быть именно за это, увенчан лаврами. Такие ассоциации вызывает премия Цицерона за лучшую речь 2003 года. Свою речь о классике Нойенфельс произнес в Берлине на открытии выставки античного искусства.


Постановку "Идоменея", наделавшую столько шума, Нойенфельс осуществил еще в 2003 году, и хотя финал и тогда был многими раскритикован, но опера долго шла без проблем, пока не попала в резонанс с историей с карикатурами на пророка Мохаммеда. Когда же руководитель Deutsche Oper Berlin Кирстен Хармс объявила о снятии спектакля с репертуара, Нойенфельс пригрозил судом, усмотрев нарушение своих прав. Незадолго до возобновления постановки — ее противники выкрали злополучные бутафорские головы, но театр успел изготовить их заново.


На спектакле, где под охраной 150 полицейских в зале находились многие известные политики и руководители мусульманских организаций, в той самой сцене несколько голосов выкрикнули "Бууу" (так в европейской опере выражают недовольство), но эти крики были заглушены аплодисментами и криками "Браво!". Про эту длящуюся полторы минуты сцену-эпилог сам Ханс Нойенфельс сказал в разгар дебатов: «Голова Мохаммеда одна из четырех: три головы основателей трех мировых религий оказываются в компании с Посейдоном, который потребовал от героя принесения в жертву сына. Речь идет о субъективном взгляде Идоменея, который в финале отказывается следовать фанатизму какой бы то ни было религии».


XS
SM
MD
LG