Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президент Буш готов работать в смычке с демократами. Новый министр обороны США нанес визит в Ирак. Рождество против политкорректности


Юрий Жигалкин: Президент Буш готов работать в смычке с демократами. Новый министр обороны США нанес визит в Ирак. Рождество против политкорректности. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


Президент Буш в среду заявил о том, что он готов идти на компромисс с демократами в попытке провести жизненно важные для страны реформы. Несмотря на доминирование республиканцев в Конгрессе в первые шесть лет президентства, Джордж Буш не смог исполнить добиться то, что он называл главной целью, - добиться реформ системы социального обеспечения и иммиграционной реформы. Как ни парадоксально, но некоторые аналитики предсказывают, что он сможет найти общий язык с демократами скорее, чем с республиканцами.


Слово – Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: В пространном интервью газете «Вашингтон Пост», а также на вчерашней пресс-конференции по итогам 2006 года президент Буш пообещал вести диалог с демократами, которые теперь составляют большинство в законодательной ветви власти.



Джордж Буш: Я продолжу работать с их лидерами, а также с лидерами моей Республиканской партии над выработкой приемлемых решений в таких вопросах как реформа системы пенсионного обеспечения и иммиграционная реформа.



Аллан Давыдов: В последние дни Буш не раз отмечал, что американским избирателям опротивели межпартийные распри в Вашингтоне, и он хочет в последние два года своего президентства укрепить конструктивный диалог между демократами и республиканцами в Конгрессе. Демократы, например, удручены тем, что за шесть лет правления Джорджа Буша республиканская администрация, по большому счету, игнорировала их взгляды на внутреннюю политику и на войну в Ираке. Благодаря доминированию в Конгрессе республиканцев, Бушу удалось провести крайне непопулярное среди демократов сокращение налогов и добиться утверждения консервативных кандидатов в члены Верховного суда. Однако сегодня так и остаются нерешенными две проблемы, решение которых обещал нынешний президент, – это реформа системы пенсионного обеспечения и иммиграционных законов.


Насколько вероятно плодотворное сотрудничество президента-республиканца с Конгрессом, где большинство за демократами? Об этом я спросил профессора политологии Университета штата Мичиган Уильяма Аллена.



Уильям Аллен: Справедливости ради напомню, что еще в бытность губернатором Техаса Джордж Буш успешно сотрудничал с демократами в законодательном процессе на уровне штата. Так что вполне можно рассчитывать на такое сотрудничество и на общенациональном уровне. Однако существует одно важное отличие, заставляющее повременить с прогнозами. После проигрыша выборов в Конгресс с демократами вероятнее всего будут сотрудничать не все республиканцы, а только умеренная их часть. Республиканцы же, которые придерживаются более консервативных позиций, в обмен на уступки со своей стороны, несомненно, будут выдвигать более жесткие условия, чем обычно.



Аллан Давыдов: Профессор, а как, собственно, может выглядеть поведение президента на практике в этих условиях?



Уильям Аллен: Ему предстоит сделать в точности то же самое, что делал президент Билл Клинтон в похожей ситуации, после того как республиканцы взяли большинство в Конгрессе. Излюбленным приемом Клинтона была так называемая триангуляция, в ходе которой он использовал противоречия противоположных крыльев для укрепления позиции центристов. Нынешний президент должен будет договариваться с демократами для того, чтобы чего-то добиться. Но он также должен будет учитывать требования республиканцев и создавать такие условия, чтобы они были вынуждены работать друг с другом. Я абсолютно уверен, что Джордж Буш не собирается досиживать два года в Белом доме в бездействии. А единственный для него способ чего-то добиться - это неустанно маневрировать между республиканцами и демократами в сфере законотворчества.



Аллан Давыдов: Сказал профессор политологии Университета штата Мичиган Уильям Аллен.



Юрий Жигалкин: Рассказывал Аллан Давыдов.


Всего через два дня после принятия присяги в качестве нового министра обороны США Роберт Гейтс прибыл в Ирак. Главная цель нового министра – познакомиться с ситуацией на месте, выслушать мнение высших командиров американского контингента.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Посещение министром обороны Робертом Гейтсем Богдада проходит в то время, как четверо американцев из пяти настроены пессимистично в отношении ситуации в Ираке. Американские войска находятся в Ираке почти 4 года. Американские потери в ней приближаются к 3 тысячам человек. На военную кампанию истрачено почти 300 миллиардов долларов. Вчера на пресс-конференции Буш заявил, что теперь ждёт рекомендаций от Роберта Гейтса после его возвращения из Ирака.


Роберт Гейтс после совещания с американскими генералами в Ираке сказал.



Роберт Гейтс: Мы обсуждали очевидные вещи: возможность увеличения численности наших войск и что это даст. Очень важно узнать, кроме всего, мнение самих иракцев.



Ян Рунов: Однако, как говорят политические обозреватели, вряд ли Министру обороны удастся услышать единое мнение. Потому что в иракском правительстве разногласия по поводу почти всех важнейших вопросов. Иракский премьер-министр шиит сказал президенту Бушу несколько недель назад, что иракские силы безопасности контролируют почти все районы Багдада. А вице-президент Ирака, суннит, на днях заявил в интервью американским корреспондентам, что, по его мнению, в иракской столице должно быть больше американских солдат, потому что силы безопасности Ирака не справляются с задачей, что шииты доминируют в городе и что он хотел бы видеть побольше американцев в иракской столице.


На своей последней в уходящем году пресс-конференции президент не сказал, склонен ли он увеличить американские войска в Ираке, но сказал, что необходимо вообще увеличить американскую армию.



Джордж Буш: Мы должны быть уверены, что наши вооружённые силы в состоянии выполнять различные задачи. Я всё больше убеждаюсь в необходимости увеличить постоянный состав и сухопутных войск и корпуса морской пехоты. Я попросил министра обороны Гейтса выяснить, как можно увеличить наши вооружённые силы и доложить мне об этом как можно быстрее.



Ян Рунов: Однако эксперт по проблемам Ближнего Востока, директор исследовательской организации «Ближневосточный форум» Дэниел Пайпс не ждёт фундаментальных перемен в нынешнем курсе администрации.



Дэниел Пайпс: Я не ожидаю крупных изменений в общей стратегии, разве что в тактике, но не в стратегии и не в концепции.



Ян Рунов: Ожидается всё же, что президент Буш в январе объявит о своём решении по вопросу увеличения американских войск в Ираке и, возможно, о более широких изменениях курса Белого дома в отношении Ирака.



Юрий Жигалкин: Конфликт в Ираке стал главной новостной темой США 2006 года. Таково мнение редакторов ведущих американских средств информации, высказанное ими во время ежегодного опроса, проводимого агентством «Ассошиэйтед Пресс». В прошлом и позапрошлом году Ирак делил второе и третье место с другими темами. Вторым по значимости новостным событием года стали выборы стали выборы в Конгресс, на которых также доминировала иракская проблема. В десятку главных новостей года, с точки зрения редакторов американских средств информации, также вошли: ядерное противостояние с Ираном и Северной Кореей, нелегальная иммиграция, скандалы, связанные с коррупцией среди законодателей, суд над Саддамом Хусейном, операция Израиля в Ливане, отставка министра обороны Рамсфелда. Интересно, что проблема всемирного потепления, отраженная в нашумевшем документальном фильме Эла Гора «Неудобная правда», не нашла себе места в десятке главных новостных тем года.


После 25-летнего сопротивление ФБР рассекретило в среду последние десять документов из досье Джона Леннона, собранного в 70-е годы. 30 лет назад Федеральное бюро расследование, руководимое ярым антикоммунистом Эдгаром Гувером, вело наблюдение за активистами анти-военного движения, финансируемого, как подозревал Гувер, врагами Соединенных Штатов. Прямых связей противников вьетнамской войны с врагами США агенты ФБР, кажется, не нашли. Зато, как написано в рассекреченных документах «если судить по текстам песен, Леннон придерживается революционных взглядов». В другом документе ФБР отмечается, что в интервью одной из местных британских газет певец сделал акцент на своем пролетарском происхождении и его солидарности с угнетенными массами Англии и мира». ФБР обнародовало большую часть досье Леннона в 1997 году, после решения Верховного суда, подтвердившего, что ФБР обязано предоставить документы истцу согласно Закону о свободе доступа к правительственной информации. Отказ обнародовать эти десять оставшихся документов ФБР обосновывало соображениями национальной безопасности, говоря, что их рассекречивание может спровоцировать дипломатические, экономические и военные акции против США.


Ровно года назад в США разразилась кампания, которую газетчики окрестили «война с Рождеством». Вызов Рождеству бросила политкорректность. Год спустя политкорректность, кажется, в отступлении. Об истоках этой кампании я попросил рассказать моего коллегу, культуролога Александра Гениса.



Александр Генис: Рассуждая логически, этот праздник и впрямь ставит христианскую веру в приоритетную позицию. Американские магазины не закрываются в Рамадан и Хануку, но 25 декабря вся страна выходная. Выступив в защиту обойденных религиозных меньшинств, сторонники деликатного обхождения провели широкомасштабную операцию по нейтрализации Рождества. Возникли расплывчатые открытки, поздравляющие с невнятными «праздничными днями», прошли смутные «праздничные парады», языческие «концерты в честь зимнего солнцестояния». Вместо рождественской елки появились мистические «деревья дружбы». Даже гигантские универмаги «Уоллмарт», напуганные угрозой судебного преследования, поздравляли своих покупателей с «праздниками», не уточняя – какими. Ничего из всего этого, конечно, не вышло.



Юрий Жигалкин: А, собственно, почему? Все это органично вписывается в современное американское общество, исповедующее плюрализм культур.



Александр Генис: Чтобы понять, почему эта кампания провалилась с таким треском, что в этом году о ней почти никто и не вспомнил, достаточно взглянуть на статистические выкладки. 85 процентов американцев считает себя христианами. В относительных цифрах это значит, что в Америке живет больше христиан, чем иудеев в Израиле или индуистов в Индии. Уже этого хватило бы, чтобы никто не мешал стране справлять свой традиционный праздник.



Юрий Жигалкин: Ну а как все же быть с попранными чувствами обиженных религиозных и, так сказать, атеистических меньшинств?



Александр Генис: Та же статистика показывает, что день рождения Христа отмечает 96 процентов жителей Америки. Получается, что в рождественскую ночь за рождественским столом под рождественской елкой вы неизбежно встретите «и эллина, и иудея», а также большую часть тех 30 миллионов атеистов, которые в Бога не верят, но не решаются лишить себя рождественских подарков.



Юрий Жигалкин: Не в них ли все и дело? Многие считают, что по большому счету Рождество превратилось прежде всего в рыночное событие. Рождественские подарки – это серьезный фактор в экономическом росте США.



Александр Генис: Не без этого. Но можно сказать и по-другому. Рождество - просто очень удачный праздник. Многовековая традиция наградила его таким богатым набором смысловых оттенков, что это торжество вывернулось из-под узких конфессиональных рамок и стало универсальным днем тепла, любви и хорошего настроения.


Знаете, Юра, я в этом окончательно убедился, когда увидал в Токио девушку, покупающие подарки к празднику. «А вы знаете, - спросили ее, - что отмечают в Рождество?» «Кажется, Бог умер», - сказала она, но улыбаться не перестала.


XS
SM
MD
LG