Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Иванов выступил с инициативой реформирования системы высшего образования


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ольга Вахоничева, Мелани Бачина.



Александр Гостев: Вице-премьер, министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов на расширенном заседании Военно-промышленной комиссии вчера заявил, что выпускники бюджетных специальностей должны после окончания вуза отрабатывать несколько лет на государственных предприятиях. Однако большинство экспертов отнеслись к этой инициативе настороженно, назвав ее возвращение советской системы распределения и даже формой крепостного права.



Ольга Вахоничева: Если ты поступаешь учиться и не платишь за это деньги, то за твое обучение платит государство. А, как известно, долг платежом красен. Такова главная идея новой инициативы вице-премьера Сергея Иванова. "Выпускник должен отработать те деньги, которые вложены в его подготовку, как высококвалифицированного специалиста", - заявил Иванов на недавнем заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве России. Министр обороны предусмотрел и жесткие сроки службы на государственных предприятиях - 5 лет. Однако у скептиков уже возникло несколько вопросов к вице-премьеру. Например, не противоречит ли его предложение конституционному праву каждого гражданина на получение образования? Не кроется ли за этим стремление государства сделать образование в России платным? Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Осмолов возможное введение обязательного распределения после вуза назвал формой крепостного права.



Александр Осмолов: Не раз звучит мнение о том, что необходимо приступить к реставрации советской системы, в которой, как мы хорошо помним, после вуза выпускники направлялись на четкие и фиксированные места с отработкой трех лет после завершения высшего образовательного учреждения. Вместе с тем эта система у самих выпускников и у работодателей вызывала серьезные вопросы. Она, так или иначе, ассоциировалась со своеобразным введением крепостного права для выпускников высшей школы. И в этом смысле любые инициативы в этом плане вызывают огромное количество вопросов: идет ли Россия по пути возвращения к тоталитарному государству или же она идет по пути гражданского общества.



Ольга Вахоничева: Научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Сабуров считает предложение Сергея Иванова нерациональным. Для всех выпускников, которые учатся сейчас на бюджетной основе, госпредприятий может просто не хватить.



Евгений Сабуров: Что это за предприятия такие, которые не могут нормальных работников нанять на рынке труда? Это предприятия, которые явно собираются им не доплачивать или создавать какие-то невыносимые условия жизни. Следовательно, это плохие предприятия, это предприятия, которые не справляются со своей работой. На мой взгляд, если директор какого-то предприятия говорит, чтобы ему прислали халявных крепостных рабочих, то надо его снимать немедленно с должности и разбираться, что такое происходит у него на предприятии, что он не может вообще людей обеспечить нормальной зарплатой.



Ольга Вахоничева: О том, что предложение министра обороны вполне может быть реализовано в системе образования, работающей на государственные структуры, убежден ректор Костромского государственного университета Николай Рассадин.



Николай Рассадин: Если идет планирование подготовки специалистов и по группе специальностей, и по количеству, которая может быть востребована на рынке труда, то вполне справедливо ожидать и требований государства, чтобы эти подготовленные специалисты участвовали в общественном производстве, в культуре, в социальной сфере. Я думаю, что этот механизм может быть каким-то образом и возобновлен. Наверное, это может быть сопряжено с усилением позиций, я имею в виду правовых позиций, по целевой контрактной подготовке специалистов, то есть специалиста на конкретное рабочее место. Единственное, в чем здесь слабое место, что пока не прозвучало абсолютно важное и непременное требование - это создание необходимых условий для выпускников по месту, где бы они осуществляли свой гражданский профессиональный долг.



Ольга Вахоничева: А вот профессура и студенты томских высших учебных заведений предложение ввести контрактную систему всерьез не воспринимают. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.



Мелани Бачина: Предложение вице-премьера Сергея Иванова в Томском госуниверситете обсуждают и профессора, и студенты.


Леонид Мухин - директор Центра содействия трудоустройству выпускников Томского госуниверситета.



Леонид Мухин: Спросите у выпускников 70-80-х годов, как они относились к распределению. Я могу сказать, относились со страхом, потому что отправят в дальнюю деревню и заставят три года работать.



Мелани Бачина: Проректор Томского госуниверситета Александр Ревушкин пережитком систему распределения не считает. Говорит, есть у нее и положительные стороны, например - гарантированное трудоустройство. Сельские школы таким образом получат специалистов с высшим образованием, а не со средним или техническим.



Александр Ревушкин: Было и очень много таких случаев, когда выпускник приезжал, находил там свою судьбу, устраивался, работал, и вся жизнь проходила в этом учреждении, в этой местности, и он доволен этим.



Мелани Бачина: Нынешние студенты Томского госуниверситета систему распределения обязательной для всех бюджетников не представляют. Во-первых, потому что в государственных учреждениях платят копейки, а во-вторых, право выбора все же должно оставаться.



Студентка: Мне кажется, что стоит сделать распределение необязательным. То есть если ты хочешь - ты уезжаешь, а если не хочешь - ищешь работу сам.



Студент: Если хорошая работа, почему не поработать?



Студентка: Что касается технических специальностей, это хорошо, потому что устроиться на хорошее место достаточно сложно. Что касается гуманитарных, я думаю, это большой минус, потому что из гуманитарных профессий люди могут идти, допустим, филологи, не только в учебу, но и переводчиками, в турфирмы, еще куда-то.



Мелани Бачина: Студенты говорят, нынешняя система их вполне устраивает. Сегодня они ищут работу сами, но сами же могут ее при желании сменить. К разговорам о возврате системы распределения всерьез в томских вузах пока мало кто относится.



Ольга Вахоничева: Идея вице-премьера Сергея Иванова не нова. В советские времена студенты, поступая в институт, заранее знали, что их ждет распределение по специальности. Правда, время отработки (так раньше называли обязательное трудоустройство) было три года. Если выпускникам технических вузов чаще предлагали работу на городских предприятиях, то гуманитариям везло меньше, молодежь отправляли трудиться в российскую глубинку. Так случилось и со Светланой Евстафьевой, выпускницей факультета иностранных языков Мордовского госуниверситета. Ее вместе с мужем, закончившим тот же факультет, вызвали в деканат и предложили поработать в деревне Мордовская козловка. В случае отказа руководство вуза могло не выдать диплом, вспоминает Светлана Евстафьева.



Светлана Евстафьева: Когда муж поехал, посмотрел условия, во-первых, там какая-то съемная комната в хибаре какой-то, добраться можно было только на тракторе или на телеге в осенний, зимний и весенний период. Естественно, нас, молодых, это бы не испугало, но у нас был маленький ребенок, он очень часто болел. Врачей-то не было квалифицированных. Это один из нюансов был. А второй - это то, что мне не давали по специальности работу, то есть непосредственно с языком, у мужа были часы, а у меня нет. Это тоже сказалось в сторону того, чтобы мы отказались.



Ольга Вахоничева: Сегодня сторонники инициативы вице-премьера по реформе образования поддерживают ее, рассчитывая, что деньги, вложенные государством в подготовку специалистов, будут отработаны. Противники возражают, что деньги на образование, которые якобы тратит государство, на самом деле средства, полученные от налогоплательщиков.


XS
SM
MD
LG