Ссылки для упрощенного доступа

Виталий Портников: «Модель Олусегуна Обасанджо»


Недавно во время беседы с ведущим информационной программы одного из телеканалов я сравнил постсоветское пространство с нигерийским. Ведущий оскорбился – дело было до начала эфира, и наш не вполне политкорректный спор не стал достоянием зрительской аудитории. Коллега счел, что сравнение нашего мира с Нигерией неуместно.

Репортажей из далекой африканской страны о том, как бывший генерал, а сейчас надежда нигерийской демократии Олусегун Обасанджо выбирает себе преемника, коллега явно не читал. Так что имеет возможность узнать: президент Нигерии завершил два срока своих конституционных полномочий, во главе государства оказался новый руководитель – из населенных мусульманами регионов страны. А действующий президент, как известно, христианин. Так что и демократия налицо, и поликорректность присутствует, и Запад доволен, и мусульманское население счастливо. То, как бывший генерал зачищал под себя политическое поле, изымая из игры то одного, то другого претендента, никого интересовать не будет. Как когда-то сказала Наина Иосифовна Ельцина о снятиях и назначениях премьеров: оно подчиняется строгой логике. Или это она не о Нигерии?

Нигерия – огромное, и отнюдь не только по африканским меркам, государство с немалыми нефтяными запасами. Когда-то им правили с помощью военных переворотов. Армия все время брала на себя ответственность, которую ей никто не предлагал. Во времена, когда власть валялась под ногами, а регионы брали столько суверенитета, сколько могли унести, генерал Обасанджо в первый раз попытал президентского счастья. Но сделал парадоксальный вывод: демократия лучше, намного лучше. Диктатор должен все время опасаться за свою шкуру, бояться нового переворота, осуждения западных друзей, попыток сепаратистов провозгласить собственные государства в нефтеносных районах. А демократически избранный президент может находиться у власти всегда. И для этого ему совершенно не обязательно быть президентом. Можно стать «совестью партии» – именно на эту должность переместится бывший президент Нигерии, передав власть своему преемнику. И помогать в управлении, заодно получая разные премии и рассказывая о демократическом опыте своей родины.

Глядя на Олусегуна Обасанджо в роскошном национальном костюме, кто вспомнит бравого военного, оказавшегося во главе страны в результате даже не своего военного переворота, а неудавшегося чужого! Впрочем, генерал Обасанджо оказался тем военным, который провел выборы и передал власть гражданским лицам. И что же получилось? Вы догадались, наверное – военный переворот. Потом еще один. Потом еще… Даже если выборы и проводились, их победители не могли удержать власть. И, глядя на все это, генерал не мог не прийти к выводу: демократия – да. Но во главе с собой. Должна же у Нигерии быть хоть какая-то совесть…

Легко ему быть совестью в ситуации возрастающих цен на нефть! Ведь все перевороты случались как раз тогда, когда цены падали! А когда цены растут – тут хоть суверенную демократию строй, хоть нигерийскую: все будет выглядеть отменно. И съезд правящей партии проголосует за любого предложенного тобой преемника. И население поддержит любую кандидатуру, заранее одобренную съездом победителей. Но удастся ли поддержать это благолепие и сохранить совесть, когда цены начнут падать?
XS
SM
MD
LG