Ссылки для упрощенного доступа

Госдума распустила парламентскую комиссию по Беслану


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Игорь Телин, Михаил Саленко и Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин: Глава парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Александр Торшин обнародовал сегодня в Совете Федерации итоговый доклад. Неожиданностей не произошло: действия военных оправданы, в отношении штаба по спасению заложников сделано всего несколько замечаний.



Игорь Телин: Предварительный вариант доклада парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане был опубликован еще год назад, и с тех пор он остается в поле самого пристального внимания, его содержание вызывало и вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Внимание к нему усилилось после того, как был опубликован альтернативный доклад депутата Госдумы Юрия Савельева, так как данные в этих двух документах, а соответственно, и их резюме разительно отличались друг от друга.


Александр Торшин, выступая сегодня перед сенаторами, назвал имена главных организаторов захвата школы в Беслане.



Александр Торшин: Акция по захвату заложников 1-3 сентября 2004 года была тщательно спланирована главарями террористического подполья и готовилась задолго до ее осуществления. Организаторами террористического акта в Беслане были Масхадов, Басаев, Абу-Дзейт и Хашиев. Непосредственным исполнением терактов руководил Хучбаров, его позывной "Полковник".



Игорь Телин: Один из главных выводов парламентской комиссии - штурма захваченной боевиками бесланской школы №1, по сути, не было и все события, приведшие, в конечном итоге, к трагической гибели людей, находившихся в помещении школы, начались спонтанно. Это служит косвенным объяснением большого количества жертв (напомню, что при проведении спецоперации погибло 317 заложников).


Комитет «Матери Беслана» уже неоднократно заявлял, что большее доверие у свидетелей трагедии вызывает именно альтернативный доклад депутата Савельева. Вот что говорит Сусанна Дудиева, с которой беседовал Михаил Саленков...



Сусанна Дудиева: Несколько пунктов, по которым делались категоричные заявления, все это возмущает. Меня вообще возмущает сама эта комиссия, которая была наделена такими правами и полномочиями и которая в очередной раз показала, что она способна только на чиновничью солидарность. Меня возмущает полностью доклад, то, что Торшин заявляет, что террористов было категорически 32, ровно 32 и все, 31 уничтожен и один захвачен, террорист Кулаев. Это все без доказательств. Люди, которые были заложниками в школе, говорят, что их было гораздо больше, многие заложники заявляют, что женщин было четыре, что на окраинах Беслана велась перестрелка. И также дает основания не верить Торшину в этом вопросе то, что сами заложники, которые в последствии опознавали убитых террористов, заявляли, очень многие, что среди них нет тех, которых они хорошо запомнили и опознали бы в любом виде. В частности, нет снайпера ростом выше двух метров, славянской внешности, в общем, этого террориста нет. Нет террориста со шрамом, нет женщин.



Михаил Саленков: Как заявил Торшин, парламентская комиссия не подтверждает сведения о том, что по школе в Беслане, когда там находились заложники, стреляли танки. Это тоже довольно спорный вывод, потому что ведь на суде над Кулаевым этот пункт был подтвержден.



Сусанна Дудиева: Это опять-таки доводы Торшина, которые подкрепляются только свидетельствами одного-двух военнослужащих, но есть масса других свидетелей, заложников, которые подтверждают, что танки стреляли днем, стреляли по школе, когда там находились заложники.



Михаил Саленков: Сусанна, а если сравнивать доклад комиссии Торшина и доклад депутата Савельева, насколько сильны расхождения и к какому из них больше доверия?



Сусанна Дудиева: У меня доверие только к докладу Савельева. Там тоже предстояло бы очень много поработать еще, по докладу Савельева, тоже. Но если бы Торшин хотел сделать объективный справедливый доклад, если бы Торшин был заинтересован в объективном расследовании, он бы совместно с Савельевым проработал часть его расследования, сделали бы объективные заключения, так это или не так. Но, однако же, Торшин, вся его комиссия оказались с противоположной стороны, они не оказали никакого содействия и поддержки Савельеву. Мы склонны верить докладу Савельева.



Игорь Телин: Это была Сусанна Дудиева, одна из матерей Беслана.


Какую реакцию вызвало выступление Торшина в Совете Федерации и Госдуме. Об этом - Карен Агамиров.



Карэн Агамиров: У микрофона Радио свобода член Совета Федерации Виталий Быков…



Виталий Быков: Работа проведена, конечно, большая, но, честно, откровенно, истину никогда мы не узнаем, что там произошло. Самое главное, чтобы не допустить в дальнейшем вот этих безобразий, которые творятся, надо действительно поднять работу ФСБ, МВД, прокуратуры на такой уровень, чтобы она защищала не собственные интересы своей корпорации, а защищала интересы народа. Тогда, может быть, что-то у нас изменится. В противном случае не исключено повторение таких трагедий, как та, что произошла у нас в Беслане. До конца мы всех причин не узнаем.



Карэн Агамиров: Из верхней палаты Федерального собрания - в нижнюю. Рассуждает депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Виктор Кузнецов...



Виктор Кузнецов: Все знают, что надо скорее сегодня закончить, до трех часов и так далее. Как обычно, "Единая Россия" не даст времени, не даст возможности обсуждения этой проблемы. Поэтому, как, знаете, в бизнесе говорят: ну, кинули депутатов.



Карэн Агамиров: А вот позиция депутата Государственной Думы, заместителя председателя партии "Яблоко" Сергея Попова...



Сергей Попов: Есть все основания думать, что целью создания комиссии по Беслану было не раскрытие тех или иных обстоятельств, связанных с этой трагедией, а, если можно так сказать, парламентское прикрытие, "крыша", говоря на известном сленге, тех лиц, которые совершили там, мягко скажем, не самые лучшие действия. Вот если так будет организовываться парламентское расследование, то, я думаю, что проку от него ноль.



Карэн Агамиров: И экспресс-анализ независимого депутата Владимира Рыжкова...



Владимир Рыжков: То, что сегодня происходит в Госдуме по бесланской комиссии, это возмутительно, это выходит за все рамки приличия. Во-первых, совет Думы вчерашний не планировал этого вопроса в сегодняшней повестке дня. Все это было сфабриковано сегодня ночью, сфабриковано внезапно, внезапно поставлено в повестку дня. И здесь, конечно, прослеживается откровенный сговор между руководством обеих палат, потому что не бывает таких случайностей, что одновременно и Совет Федерации, и Государственная Дума внезапно ставят в повестку дня такой важный вопрос.



Игорь Телин: Тем не менее, несмотря на разночтения в двух документах, Совет Федерации посчитал единственно верной информацию, содержащуюся в докладе Александра Торшина, сказавшего в конце своего выступления перед сенаторами: «Никакие новые данные существенно не повлияют на выводы комиссии». После того, как его доклад был оглашен, Совет Федерации принял постановление, где объявил работу комиссии "завершенной".



Кирилл Кобрин: Только что стало известно, что Государственная Дума России подтвердила решение Совета Федерации и распустила окончательно комиссию Торшина.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG