Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в постоянную экспозицию поместили картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция»


Программу ведет Павел Давыдов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Павел Давыдов : В Москве в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в постоянную экспозицию на трехмесячный срок поместили картину Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Этот шедевр в течение 60 лет считался безвозвратно утраченным в годы Второй мировой войны. Сейчас полотно Рубенса принадлежит частному коллекционеру.



Лиля Пальвелева: О том, кто является нынешним владельцем «Тарквиния и Лукреции», в музее на Волхонке предпочитают умалчивать. Просто говорят: «Картина из собрания частного фонда, и этот фонд - российский». Между тем, благодаря тому, что несколько лет назад на полотно Рубенса стала претендовать Германия, имя предпринимателя и коллекционера Владимира Логвиненко замелькало на страницах прессы. Так что особого секрета тут нет. Картина принадлежит к разряду так называемого «трофейного искусства», и споров вокруг нее много еще и оттого, что в Советский Союз ее привезли отнюдь не для хранения в государственных фондах.


Слово - Вадиму Садкову, заведующему отделом искусства стран Европы и Америки Музея изобразительных искусств.



Вадим Садков: Эта картина находилась в нескольких крупных европейских собраниях в XVII - XVIII веках, и в 1765 году была приобретена известным меценатом, прусским королем Фридрихом II , Фридрихом Великим, и украшала различные загородные резиденции в предместьях Берлина. Последним местом ее пребывания был дворец Сан-Суси в Потсдаме.



Лиля Пальвелева: Подчеркнем – последним официальным местом. Есть сведения, что в войну картина с пышнотелой красавицей Лукрецией висела уже над кроватью одной из любовниц Геббельса. А вот что было дальше…



Вадим Садков: Эта работа принадлежала советском военному коменданту земли Бранденбург и была им вывезена официально, как трофейное имущество, на что у наследников этого человека имелись соответствующие документы, которые были уже в свое время опубликованы.



Лиля Пальвелева: Когда наследники решили расстаться с картиной, слишком большой, чтобы висеть в обычной квартире, полотно было в чудовищном состоянии, ведь хранилось оно в сложенном виде! Над реставрацией и расчисткой красочного слоя трудились специалисты из Москвы и Петербурга. Вот тогда-то и обнаружилась авторская подпись – Рубенс. Вадим Садков подчеркивает…



Вадим Садков: Понимаете, после 1942 года эту картину живьем не видел никто из крупных специалистов, то есть вот это новое поколение знатоков творчества Рубенса. Все эти новые монографии написаны на основании старых фотографий.



Лиля Пальвелева: Самое важное, что теперь шедевр Рубенса вслед за Эрмитажем выставлен в Пушкинском музее на всеобщее обозрение.


XS
SM
MD
LG