Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президентская кампания в США может обойтись в миллиард долларов. Кто может позволить себе претендовать на президентство? Рождество в Нью-Йорке



Юрий Жигалкин: Президентская кампания в США может обойтись в миллиард долларов. Кто может позволить себе претендовать на президентство? Рождество в Нью-Йорке. Таковы темы рубрики "Сегодня в Америке", у микрофона - Юрий Жигалкин.


В миллиард долларов может обойтись президентская кампания 2008 года. Такой прогноз сделал глава Американской федеральной избирательной комиссии. Беспрецедентная стоимость предвыборной борьбы спровоцировала дебаты о том, не становятся ли деньги слишком влиятельным фактором в демократическом процессе. Слово Аллану Давыдову.



Аллан Давыдов: Сегодня список тех, кто проявляет серьезный интерес к участию в выборах президента США в 2008 году, подходит к 50. Некоторые из них уже подали соответствующую официальную заявку, но большинство, в том числе самые крупные и перспективные фигуры, пока выжидают.


Между тем, предстоящие выборы обещают стать самыми дорогими в истории, они впервые могут обойтись в миллиард долларов. Как заявил на прошлой неделе председатель Федеральной комиссии по выборам Майкл Пауэлл, каждому, кто станет кандидатом в президенты, возможно, потребуется собрать на избирательную кампанию до 500 миллионов долларов. Для того чтобы только вступить в кампанию на первичном уровне, соискателю статуса кандидата понадобится не менее 100 миллионов долларов. В противном случае ни пресса, ни крупные финансовые доноры не будут рассматривать его всерьез. Пауэлл также не исключил, что в ходе этих выборов кандидат от каждой основной политической партии откажется от государственного финансирования, устанавливающего потолок предвыборных расходов.


Как отмечает корреспондент журнала " People " Боб Медоуз, теперь многое зависит не только от качества предвыборной программы кандидата, но и от его способности собирать пожертвования.



Боб Медоуз: Сегодня в кандидаты не пробьются те, у кого был шанс 30-40 лет назад. Они бы не смогли вступить в нынешнюю предвыборную кампанию из-за неспособности собрать нужно количество денег. Мы уже видим, как по этой причине некоторые способные и достойные кандидаты отказываются от участия в выборах 2008. Свежий пример - сенатор Эван Бай из Индианы.



Аллан Давыдов: В обеих основных политических партиях есть по меньшей мере по одному кандидату с привлекательной для избирателей программой и доказавших способность собирать средства - это сенатор-республиканец из Аризоны Джон Маккейн и сенатор-демократ из Нью-Йорка Хиллари Клинтон. В рамках партий каждого из них серьезными конкурентами являются, соответственно, бывший мэр города Нью-Йорка Рудольф Джулиани и молодой сенатор из Иллинойса Барак Обама. В возможности успеха последнего, несмотря на взрыв его популярности, ряд наблюдателей сомневаются. Вот что говорит руководитель общественно-политического Интернет-ресурса "Норстар нетверк" Уолтер Филтц.



Уолтер Филтц: Я совершенно не сомневаюсь в том, что Барак Обама способен собрать деньги на выход в финал предвыборной борьбы. Но мне думается, что, как только он объявит о вступлении в предвыборную кампанию, в действие вступит другой аспект - расовый. Именно в этом будет заключаться драма вокруг Обамы, как кандидата в президенты.



Аллан Давыдов: Тем временем государственный секретарь Кондолиза Райс в интервью агентству "Ассошэйтед пресс" на прошлой неделе заявила, что, по ее мнению, Америка готова к избранию афроамериканца в президенты. Учитывая ранее заявление Райс о ее нежелании выдвигаться в президенты, наблюдатели сходятся в том, что, скорее всего, государственный секретарь имела в виду Барака Обаму.



Юрий Жигалкин: Чем объясняется беспрецедентная стоимость президентской кампании? Вопрос известному американскому политологу, сотруднику Вашингтонского Института Катона Джону Сэмплсу.



Джон Сэмплс: Для успеха любой избирательной кампании принципиально важны два фактора: во-первых, политик должен убедить людей проголосовать за него, во-вторых, что зачастую важнее, убедить людей прийти на избирательный пункт. Иными словами, кандидату необходимы средства на пропаганду своих взглядов и на оплату услуг агитаторов, которые постучатся к вам в дверь, вручат вам на улице листовку с призывом проголосовать. Если учесть, что в стране около 200 миллионов избирателей, то кандидат потратит около 5 долларов на одного избирателя, что, в общем, немного для столь богатой и политически сравнительно апатичной страны, как Соединенные Штаты.


Вспомним, что ставка в президентских выборах 2008 года невероятно высока, они могут привести к полному переходу власти в стране к Демократической партии, определить новый политический баланс на десятилетие. В таком контексте миллиард долларов выглядит мелкой суммой.



Юрий Жигалкин: Но, тем не менее, тот факт, что избирательная кампания стоит сотни миллионов долларов, внушает, как мы знаем, тревогу многим. Ведь не случайно в последние годы целая серия попыток ограничить суммы пожертвований кандидатам со стороны корпораций.



Джон Сэмплс: Свидетельств того, что крупные жертвователи, грубо говоря, покупают влияние, поддерживая кандидатов, практически нет, несмотря на многочисленные исследования, проведенные разными организациями. Помимо этого, парадокс заключается в том, что подавляющую долю предвыборного фонда кандидатов в президенты составляют индивидуальные пожертвования. Среднее пожертвование - 250 долларов. В то же время корпорации и профсоюзы, прежде самые крупные доноры, сейчас не имеют права спонсировать политические кампании. Так что по большому счету средства на поддержку кандидатов поступают от индивидуальных избирателей.



Юрий Жигалкин: А не тревожит, скажем, лично вас тот факт, что эти гигантские суммы, необходимые для ведения политических кампаний, могут оставить за бортом талантливых кандидатов?



Джон Сэмплс: Американская система традиционно отличается доминированием двух партий, и финансирование предвыборных кампаний сильно зависит от этого фактора. Опыт показывает, что для того, чтобы иметь шансы победить на президентских выборах, необходимо, прежде всего, получить поддержку собственной партии, что автоматически определяет голоса большинства электората. Процесс внутрипартийной борьбы гораздо в меньшей степени зависит от денег. Немало примеров, когда малоизвестный кандидат брал вверх над признанным лидером. Например, Билл Клинтон был "темной лошадкой" в 1992 году, но он одержал вверх над партийным фаворитом Бобом Керри и победил на президентских выборах. Конечно, когда мы видим, какие суммы сейчас требуются на политические кампании, приходит в голову мысль, что это может закрыть дорогу талантливым кандидатам. Но парадокс заключается в том, что партии ищут таких кандидатов. Они не закроют дверь перед кандидатом, который может выиграть на президентских выборах.



Юрий Жигалкин: Говорил Джон Сэмплс, американский политолог, сотрудник Института Катона.


Нью-Йорк празднует Рождество. Если верить Ирвину Берлину, выходцу из Сибири, автору самой любимой американской рождественской песни "Уайт Кристмас", каждый американец мечтает о белом, снежном Рождестве. Увы, на этот раз мечты не осуществляются. Накануне Рождества моя коллега Рая Вайль вышла с микрофоном на улицы, мокрые от дождя.



Рая Вайль: Религиозные американцы относятся к Рождеству, как к христианскому празднику, каким он, конечно, и начался в свое время. Но об истинной природе праздников можно сказать по тому, как они представлены в поп-культуре. Сегодня самые распространенные, популярные, узнаваемые символы Рождества не младенец Христос или фигуры волхвов с дарами, а Санта Клаус. Но Санта Клаус не является религиозной фигурой или символ. В нем есть, конечно, что-то и от христианства, и от дохристианского язычества, но больше всего от современного светского мифа, в соответствии с которым Санта, как во времена моего детства Дед Мороз, всеобщий любимец, и в праздничный сезон приносит подарки всем, независимо от вероисповедания. Кто, что и как празднует? - вот, собственно, и все мои вопросы сегодня к ньюйоркцам.


"Я справляю Рождество с семьей, это традиция, - говорит 38-летний житель из Бруклина Мэт Адайн. Помните фильм "Рождество в Коннектикуте"? Это про нас. Там живут мои родители, и каждый год мы всей семьей собираемся в Коннектикуте. Вот только снега на этот раз нет, там так же тепло, как в Нью-Йорке. Жаль. Зимой Коннектикут выглядит куда более живописно. Зато будет елка, огромная, свежая, только из леса, подарки, конечно, праздничный стол. Приедет мой брат с семьей". "И моя сестра с родителями", - добавляет жена Мэта Джессика.


Мэт с Джессикой люди не религиозные, хотя раз в год, на Рождество, ходят с родителями в церковь. Но рождественскую елку у себя в квартире не ставят. "Вот если бы дети были, тогда другое дело", - говорит Мэт. А Джессика смеется: "мы просто ленивые, не хочется возиться".



Рая Вайль: Ну, а что празднуют на Брайтон-Бич русскоязычные эмигранты?



Житель Брайтон-Бич: Мы отмечаем Новый год, это для нас основной, такой серьезный праздник.



Жительница Брайтон-Бич: Мы празднуем все праздники - и американские, и русские. Еда в основном русская. Мы очень любим селедочку с картошечкой, с маслицем, с укропом. Все то, что вкусно, мы любим. И то, что вредно, мы любим.



Рая Вайль: В Рокфеллер-центре, где около 3 тысяч лампочек на самой большой в мире елке зажгли уже 12 декабря, я познакомилась с группой девчонок. Живут в Манхэттене, дружат с детства, семьями, и у каждой свои праздники.


"Мы справляем Хануку, - говорит 11-летняя Кристина. - Я люблю этот праздник, потому что все восемь дней, пока он продолжается, мы дарим знакомым цветы, а они дают нам подарки и деньги. А вечером мама зажигает новую свечу в Хануке, она у нас очень красивая, старинная. Я люблю, когда свечи горят. В фойе нашего дома тоже горят, только там электрические, но все равно мне нравится. И минора горит, и рождественская елка".


"А у нас тоже, - вставляет другая девочка, - и минора, и елка, под которой обычно пустые подарочные коробки стоят. Но иногда кто-то кладет в них настоящие подарки".


Может Санта Клаус? Что вы знаете о нем? И девчонки загалдели хором: "Он большой, он живет далеко. У него есть фабрика игрушек, которые делают эльфы, и раз в год, в рождественскую ночь, он приносит подарки всем детям и кладет их под елку, и взрослым тоже. Он всем помогает. Он делает людей счастливыми, он приносит счастье во всем мире. И у него есть олень, которого зовут Рудольф".


Моя 5-летняя внучка Катя, услышав знакомое имя, тут же подскочила к микрофону, решив, что самое время вставить песенку, которую она очень любит, про оленя Рудольфа, у которого был такой красный нос, что над ним все другие олени смеялись. Но Санте его нос понравился, он взял Рудольфа к себе и сделал его главным в своей упряжке.


XS
SM
MD
LG