Ссылки для упрощенного доступа

Успешные спецоперации российских войск не решают в целом проблему существования исламистского подполья на Юге России


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Алексей Кузнецов: По информации руководства ФСБ, в 2006 году российские спецслужбы провели на Северном Кавказе 119 спецопераций, в ходе которых были уничтожены более 100 лидеров незаконных вооружённых формирований, в том числе Шамиль Басаева и Абдула Сайдуллаев. Однако, по мнению экспертов, это не решило в целом проблему существования исламистского подполья на Юге России.



Олег Кусов: Ликвидация лидеров ичкерийского подполья – это успех спецслужб, который не решил проблему безопасности на Северном Кавказе, считает политолог Тимур Музаев.



Тимур Музаев: После долгих лет укоров, наконец, кого-то поймали – да, здесь есть какие-то заслуги. Но что касается безопасности жизни на Северном Кавказе, мне кажется, что какие-то профессиональные достижения к безопасности и улучшению жизни на Северном Кавказе не имеют никакого отношения. Потому что от того, будет ли там Сайдуллаев или не будет там Сайдуллаев, безопаснее от этого жизнь не станет. Мне кажется, что безопаснее жизнь на Кавказе станет тогда, когда там будет наконец нормальная экономика, нормальные отношения – социальные, политические, нормальные возможности для жизни людей. Пока таких возможностей нет, будут появляться Басаевы, Сайдуллаевы или кто угодно, фамилии уже не имеют значения. И спецслужбы будут рапортовать об успехах, но пока не будет нормальной жизни, террористы или участники сопротивления, как угодно их назовите, будут появляться снова и снова. Потому что сама нестабильность, сами условия жизни генерируют вот это сопротивление.



Олег Кусов: Силовая составляющая в политике Кремля на Северном Кавказе – это непонимание проблем или беспомощность Кремля в решении этих проблем?



Тимур Музаев: Мне кажется, что в Кремле прекрасно понимают проблему, более того, те аналитические документы, которые исходят из администрации, из Южного федерального округа, свидетельствуют о том, что кремлевское руководство прекрасно понимает эту проблему и ее социально-экономический базис. Но в то же время у Кремля нет реальных механизмов для реализации хоть каких-то своих действий. Мы говорили в свое время о том, что все эти вертикали власти приводят к тому, что реальная управляемость регионами теряется. Идут записки, идут отчеты, но реальная управляемость регионом, вот эта вертикаль власти теряет. Потому что центр не видит, что делается на местах, и, во-вторых, не имеет аппарата для того, чтобы что-то делать. Потому что весь аппарат занимается тем, что пишет реляции, выслуживается перед руководством «Единой России» и так далее. Чем больше таких ритуалов, тем меньше общество управляется. А на Кавказе это опасно вдвойне, поскольку Кавказ начинен самыми опаснейшими проблемами, и если их не решать, то происходит то, что произошло в Черкесске.


XS
SM
MD
LG