Ссылки для упрощенного доступа

Человек дня - соавтор петербургского концептуального мемориального комплекса, посвященного Анне Ахматовой, скульптор Галина Додонова


Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 27 декабря - соавтор петербургского концептуального мемориального комплекса, посвященного Анне Ахматовой, скульптор Галина Додонова. Памятник знаменитой русской поэтессе установлен на набережной Робеспьера напротив тюремного изолятора "Кресты", а в самом тюремном изоляторе – копия этого памятника.


Галина Додонова родилась в Ярославле, лепить и рисовать начала еще в школе. Занималась парашютным спортом в одном аэроклубе с Валентиной Терешковой. Окончила Мухинское училище в Ленинграде, ее дипломная работа «Пушкин-лицеист» установлена в Михайловском. В жанре скульптуры Додонова работает 40 лет. Среди ее работ - скульптуры спортсменов и ангелов, деревянные и бронзовые кресты, мифологические фигуры. Она работает и в монументальном жанре, одна из последних композиций сделана для станции метро «Приморская». 7 лет назад Додонова вместе с архитектором Владимиром Реппе выиграла конкурс на памятник Анне Ахматовой. Наконец, памятник и его копия установлены в Петербурге.


О человеке дня Радио Свобода говорит наш корреспондент в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Галина Додонова родилась в год Победы. Это значит, что война всегда была с ней, хотя она ее и не помнит. С детства ее глаза видели не только церкви Ярославля, но и останки храмов, затопленных и разрушенных во имя светлого будущего. Она училась в советской школе, прыгала с парашютом вместе с Терешковой, а потом лепила скульптуры для пионерских лагерей и домов культуры, то есть прочно встала в колею, приведшую в никуда многих одаренных художников.


Удивительно, что на экзамене в «Мухе» Додонова показала такого «Пушкина-лицеиста», что все ахнули. Удивительно то, что, еще учась в той же «Мухе», студентка писала на холсте икону Тихвинской Божьей Матери.


Я помню, как семь лет назад я смотрела на эскизы памятнику Ахматовой. Шел конкурс. И взгляд устало скользил по разным ахматовым. Некоторые были курьезно царственные, подозрительно похожие на памятник Екатерине Второй в Катькином садике. Но вот взгляд столкнулся совсем с другой Ахматовой – вечно юной, испуганной, но не подавленной. Так пламя свечи колеблется ветром, но не гаснет. Легкая фигурка из царства теней – жена Лота, Эвредика в «Аиде», для которой нет дороги назад.


Помню, я встретилась с Галиной Додоновой, поздравила ее с победой в конкурсе, спросила – рада ли она? «Не знаю, какая тут радость. Тут ответственность. И потом, неизвестно еще – установят ли этот памятник, найдет ли город деньги?» Судьба оказалась – за. Всего ничего – семь лет споров и чиновных отписок, странных намерений установить памятник прямо на гаражах. И вот он все-таки стоит – не прямо у «Крестов», где «стояла я 300 часов, и где для меня не открыли засов», как писала Ахматова, а напротив, через реку. Стоит на сваях – настоящих и символических. Потому что, не пройди скульптор Галина Додонова всех искусов советской эпохи, она бы не ухватила этот пронзительный поворот головы, это пламя, озаряющее женскую фигуру, глядящую на тюрьму через Неву, через реку времен, конечно.


XS
SM
MD
LG