Ссылки для упрощенного доступа

Экологи протестуют против строительства резиденции Деда Мороза в Москве


Программу ведет Арслан Саидов. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ольга Вахоничева и Андрей Королев.



Арслан Саидов: Активисты российского отделения экологической организации «Гринпис» протестуют против строительства резиденции Деда Мороза в московском районе Кузьминки. Экологи утверждают, что усадьба построена на территории природного заповедника незаконно. Требование – переселить сказочного героя – поддерживают и жители близлежащих домов. Представители московских властей называют претензии «абсурдными».



Ольга Вахоничева: Сегодня усадьба Деда Мороза из Великого Устюга, который признан всероссийским, насчитывает несколько десятков объектов. На территории парка Кузьминки-Люблино в Юго-Восточном округе столицы построены терем Деда Мороза, здание «новогодней почты», каток, работающий круглый год, офис сказочного старца, где он принимает гостей – всего около двух десятков зданий. Парку постановлением правительства Москвы почему-то через год после начала строительства присвоили статус особо охраняемой территории. По московским законам, на таких участках запрещено любое капитальное строительство. Это обстоятельство обеспокоило российское отделение экологической организации «Гринпис». Руководитель проекта «Городские инспекции» Галина Саго говорит, что возведения сказочной усадьбы, к которой подвели множественные коммуникации, уничтожило плодородный слой земли. Это одна из причин, вызывающих тревогу экологов.



Галина Саго: Эта роскошь была построена на природоохранной территории с нарушениями закона. Когда здесь началось строительство, территория парка уже была зарезервирована под создание особо охраняемой природной территории, то есть существует конкретное постановление правительства города Москвы номер 209. Хотя парк «Кузьминки» был признан природо-историческим парком лишь в феврале этого года, по столичным законам, на землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, любое строительство запрещено. И получается, что все полученные в это время документы на строительство является недействительными. Мы сразу обратили на это внимание и обратились непосредственно в Департамент природопользования и охраны окружающей среды, территория находится в ведомственном подчинении у них, и к мэру Лужкову, который непосредственно сам давал поручение префектуре Юго-Восточного округа. Сейчас мы ждем результатов, то есть ответа на наше обращение. Надеюсь, что мы в ближайшее время получим ответ, будет ли возбуждено уголовное дело по факту незаконного строительства московской усадьбы.



Ольга Вахоничева: В ходе многочисленных обращений в природоохранную прокуратуру «зеленые» выяснили, что резиденция Деда Мороза в Москве строится по поручению мэра столицы Юрия Лужкова и территория для усадьбы в лесопарковой зоне «Кузьминки-Люблино» отдана под застройку с согласия мэрии. По версии сотрудников «Гринпис», ущерб, нанесенный парку, исчисляется десятками миллионов рублей, говорит Галина Саго.



Галина Саго: Мы решили, что это дело довести до конца, потому что хотим создать прецедент. Я сейчас приведу конкретные цифры, которые заявлял мэр Москвы Лужков в марте 2006 года, о том, что в Москве всего было больше 100 тысяч экологических нарушений, из них 150 было возбуждено уголовных дел, из них же 80 было передано в суд, рассмотрены судом 5, и осужденных людей нет. То есть получается, что нарушений достаточно много, их там уже до сотни тысяч, а в итоге никто этим до конца и не занимается. Поэтому в нашем случае мы добьемся того, чтобы люди, которые нарушили закон, были привлечены к ответственности. Любыми путями, потому что опять же мэр говорит, что важно, чтобы среда обитания была благополучной, а у нас она, к сожалению, с каждым годом становится неблагоприятной.



Ольга Вахоничева: Между тем, несколько лет назад власти Мурманска отстаивали права на то, чтобы всероссийский Дед Мороз был родом из Лапландии. Однако северный дедушка уступил вологодскому коллеге. Но вотчину лапландскому старику все-таки построили в 250 км от Мурманска.


Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев.



Андрей Королев: Лапландский биосферный заповедник – это 20 тысяч гектаров тундр. Уникальный птичий резерват в эти новогодние дни становится местом паломничества туристов и школьников. Именно здесь располагается жилище самого северного в мире лапландского Деда Мороза. И хотя статус мурманского хрестоматийного старожила не может сравниваться с официальным статусом общероссийского Деда из Великого Устюга, популярность доброго старика ничуть не теряет в весе.


Лет десять назад лапландский Дед Мороз участвовал в конкурсе на звание российского, но проиграл хозяину вологодских лесов. Дело сделали большие деньги, умелое лоббирование и личный интерес мэра Москвы Юрия Лужкова, не нашедшего общего языка с губернатором Мурманской области. Поэтому то, что обычно называют резиденцией лапландского Деда, в действительности являет собой небольшую избушку, в которой под Новый год оживший языческий персонаж принимает детей, а все остальное время проживают ученые-орнитологи. Здесь практически нет никаких удобств, отвратительная телефонная связь и полное отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры.


Как утверждает директор резервата Сергей Шестаков, весьма скромное дедовское обиталище не входит в противоречие с интересами местных экологов. Более того, именно экологическое образование школьников господин Шестаков называет одним из главных предназначений лапландской усадьбы.



Сергей Шестаков: Мы занимаемся экологическим просвещением. Нет резиденции Деда Мороза. В Вологде есть резиденция, под Москвой строится резиденция. У нас – избушка. Это не резиденция. Единственная в России, среди заповедников, национальных парков. Я не видел, поэтому так говорю, может быть, есть у кого-то. Детская книга вышла «Тайны Лапландского заповедника» - это большое событие. Я понимаю, что это событие неинтересно, потому что слово «заповедник» звучит в отрицательном виде только. Вепри, зубр какой-то – там показывали заповедник, а других заповедников у нас больше не показываю, и не говорят о них.



Андрей Королев: Сергей Шестаков удручен экологическими скандалами вокруг возведения в подмосковных Кузьминках амбициозного по размаху дворца великоустюжского Деда Мороза. Ведь конфликт между экологами и московской мэрией рикошетом бьет и по Лапландскому заповеднику. Пока никто не говорит о возможном закрытии мурманской усадьбы, но директор резервата не исключает, что рано или поздно вопрос о существовании самого лапландского Деда Мороза может стать более чем актуальным.



Ольга Вахоничева: В Костроме, объявившей себя родиной всероссийской Снегурочки, тоже намерены построить резиденцию для ледяной внучки. Однако, из-за отсутствия инвесторов проект усадьбы в городском районе Берендеевка, где снят известный фильм Павла Кадочникова «Снегурочка», лишь в перспективе. А вот ее сказочный терем накануне Нового года торжественно открыли в Кузьминках.


Рассказывает начальник управления культуры Костромы Татьяна Гачина.



Татьяна Гачина: Если есть дом Деда Мороза, почему бы костромской Снегурочке, а мы говорим, что она всероссийская Снегурочка, ни иметь там домик? И администрация района Выхино-Жулебино пошла навстречу. Состоялось торжественное открытие, то есть было перерезание ленточки. И Снегурочка на правах хозяйки вступила в свой домик в московском парке. И для чего существует она? Для того чтобы Дедушка Мороз, когда приезжает в Москву, мог как бы в свое резиденции проводить встречи с детьми, с жителями Москвы, и в точности так же костромская Снегурочка, когда она бывает в Москве, она с удовольствием будет встречаться в своем домике в Москве с детьми.



Ольга Вахоничева: Татьяна Викторовна, известно ли вам, что против строительства комплекса Деда Мороза и Снегурочки в Кузьминках выступает «Гринпис»?



Татьяна Гачина: Нет, я этот вопрос без комментариев оставлю, я не знаю.



Ольга Вахоничева: В префектуре Юго-Восточного административного округа ни о каких претензиях «Гринпис» не слышали. По словам префекта округа Владимира Зотова, всероссийский Дед Мороз живет в Кузьминках на вполне законных основаниях. Место под застройку было определено с разрешения природоохранной прокуратуры Москвы и, по заверениям Зотова, согласовано с московскими «зелеными». Тем более что резиденция Деда Мороза находится за пределами охраняемой территории, говорит Владимир Зотов.



Владимир Зотов: Усадьба размещена на площадке, которая осталась от строителей, когда строили госпиталь. Там до сегодняшнего дня оставались различные склады, мастерские, были кооперативы. Более 100 тысяч тонн вывезено мусора, приведена в порядок территория. Там рядом речка течет, она затапливалась, была забита, ее прочистили, причем почистил нам спецлесхоз за наши деньги. У кого какие вопросы могут возникать по этому проекту – мне непонятно, потому что там сделано все для того, чтобы экологически оздоровить эту территорию, с одной стороны. С другой стороны, там выстроена в лесу сказочная тропа, то есть экологическая тропа, где рассказывается, какие растут деревья, какие живут птицы, обитатели леса. Насчет «Гринпис» - ну, наши пытались в канцелярии «Гринпис» определить, кто и что, но так мы и не нашли ни адресата, ни заявителя. Кто где обращался – непонятно.



Ольга Вахоничева: Александр Комаров вот уже полвека живет рядом с парком «Кузьминки». Еще год назад он обратился в природоохранную прокуратуру Москвы, которая возбудила уголовное дело по статье «Причинение ущерба природному комплексу». Однако вскоре дело прекратили – и Комаров написал заявление уже в Генеральную прокуратуру.



Александр Комаров: Свой парк, Кузьминский лесопарк, Кузьминский лес мы его называли, я его знаю от и до. И знаю, каким он был до того и каким он стал сейчас. Сейчас парк как природный комплекс, можно сказать, прекратил свое существование, поскольку на данный момент на территории парка находятся 65 хозяйствующих объектов, а это значит, что это уже не природный исторический парк, а промзона. Парк теряет свой статус, он не имеет уже этого статуса особо охраняемой природной территории. Движение транспорта, выездка и выпал лошадей, причем частных, 4 или 5 конюшен вокруг парка находятся, в том числе несколько на территории парка. Все это законом города Москвы об особо охраняемых природных территориях, Земельным кодексом Российской Федерации запрещается. Обратившись в природоохранную прокуратуру, добиться, чтобы уголовное дело довести до конца - это главная цель моя лично.



Ольга Вахоничева: Вот что по этому поводу говорит префект Юго-Восточного округа столицы Владимир Зотов.



Владимир Зотов: Там рядом живущих людей нет, домов жилых там нет. Это окраина леса, рядом находится госпиталь. В стороне от жилого района. О каких домах может идти речь? Я сам «зеленый», я воспитывался на «зеленой» основе. Я сделал для сохранения природы многое. Как депутат я в прошлое время избирался под флагом «зеленых», и я их люблю, этот «Гринпис».



Ольга Вахоничева: Московские экологи в целом не против сказочной резиденции, где люди могли бы отдыхать. Вместе с жителями они даже подобрали новую территорию для Деда Мороза – бывший парк культуры «Кузьминки». Но на их запросы и предложения пока нет ответа ни из префектуры округа, ни из Генеральной прокуратуры.


XS
SM
MD
LG