Ссылки для упрощенного доступа

Год 2006-й: послевкусье и привкус


Историк и социолог Юрий Теппер не претендует на всеобъемлющую и безапелляционную оценку всего, что произошло за год
Историк и социолог Юрий Теппер не претендует на всеобъемлющую и безапелляционную оценку всего, что произошло за год

У гурманов, знатоков отменных напитков есть смачное словечко - "послевкусье". Некое вкусовое эхо, оставшееся после глотка доброго вина или чего-то покрепче. Бывает и неприятное. Вдруг ощущаешь привкус горечи или, еще хуже, гнильцы. От уходящего спортивного года остались послевкусье и привкус.


В ранге главных событий спорта 2006, бесспорно, Зимние Олимпийские игры в Турине и чемпионат мира по футболу. У послевкусья Олимпиады сложный букет. Бушующая стихия спортивной зимы, напряженный калейдоскоп нордического Агона. Все на пределе, все экстремально. Олимпиада экстрима? Да, но отличающаяся от бесшабашной забавы дилетантов.


Что-то мистическое, почти дьявольское манит дилетантов в царство риска, за край бездны, под свирепый морской вал, в коварные воздушные потоки. Олимпийский экстрим – иной породы. Олимпийцем становится атлет, прошедший десятилетний путь побед и поражений. Риски олимпийского стадиона застрахованы технологией тренировок. И все-таки – по самому по краю. Мы сжимали кулаки, мысленно поддерживая Женю Плющенко, замирали, зрея форсаж победного наката марафонца Евгения Дементьева. Поистине, воля есть напряжение во времени.


А привкус горечи? Ощущалось и такое. От затянувшегося неумения российских тренеров собрать богатырей в победоносную хоккейную дружину. Горечь всегда как-то объясняемых, но позорных допинг-скандалов. И еще гнильца неискоренимого судейского произвола.


Цитирую фрагмент опубликованного «Спорт-Экспрессом» интервью Александра Жулина. «Какая-нибудь сволочь получает деньги от соперников и начинает безбожно гасить фаворитов, оставаясь при этом безнаказанной. Ничью вину и предвзятость не доказать. Якобы бесстрастный компьютер произвольно выбирает судьей. О чем говорить, если на Олимпиаде пять арбитров тупо ставили Навку с Костомаровым на шестое место в обязательном танце? При условии, что прежде они ни на одном турнире ниже второй ступеньки не опускались. По-вашему, это fair play , честная игра? Дерьмо собачье, а не спорт. Хулиганство чистейшей воды».
Как говорится, достали.


Мондиаль – долгожданный летний праздник мирового спорта. Исход матча непредсказуем. Перед началом чемпионата, проанализировав результаты четырех с половиной тысяч международных матчей, прогнозисты английского университета признали бесспорным фаворитом сборную команду Бразилии. Почему ошиблись?


После чемпионата немецкие аналитики, руководимые известным исследователем спорта Мартином Ламесом, определили, что почти каждый второй гол, забитый на чемпионате мира, был случайным. В послевкусье футбольного праздника осталось восхищение мудростью итальянского тренера Марчело Липпи, создавшего коллектив мастеров, игравших не ради себя, а ради команды.


И арбитра Луиса Медины Канталехо. Журналисты, возмущенные назначенным испанцем спорным пенальти в мачте одной восьмой финала чемпионата окрестили судью «убийцей сборной Австралии».


И – гром небесный! – удаление Зидана. За дело, но я – человек, и я предпочитаю не слышать некоторых слов, один, два, три раза, а просто бить за них по лицу. Обидчик Матерраци, в конце концов, пришел в уныние: «Пострадавшей стороной являюсь именно я. Через 50 лет все будут помнить, как меня ударили, а не как я забил гол».


Запомнятся не только спортивные победы. В уходящем году за выдающиеся успехи в боксе, за постоянную благотворительную помощь братья Кличко удостоены звания Чемпион ЮНЕСКО. Напомню, что прежде также были номинированы Сергей Бубка, Вячеслав Фетисов и Михаэль Шумахер.


Огорчили расставания. Со спортом распрощались Андре Агасси, Михаэль Шумахер, Хишам Эль Герруж. Неожиданно и с грустью сообщил об уходе герой афинской олимпиады Ян Торп. Стоит упомянуть о реакции соперников. Голландец Ван ден Хоогенбанд: «Я буду чувствовать себя, как рыба без воды, если на соседней дорожке не будет Торпа. Хотя я понимаю, что когда твои дела идут не очень хорошо, трудно найти мотивацию. Я сам побывал в подробной ситуации». Американец Майкл Фелпс: «Торп остался вдохновляющим и необычным чемпионом. Он поднял интерес к плаванию во всем мире, став настоящим послом нашего вида. Я желаю ему всего хорошего в будущем». Всегда бы так.


Кого назвать героем спортивного года? У меня есть предложение. В мае лондонская газета «Таймс» опубликовала рейтинг самых влиятельных людей мира. Третьим в списке значился Франц Беккенбауэр. В ноябре Ангела Меркель вручила председателю оргкомитета Мондиаля Беккенбауэру приз лучшего топ-менеджера страны. По-моему, убедительно.


XS
SM
MD
LG