Ссылки для упрощенного доступа

Предложение президента Буша направить в Ирак более 20 тысяч военных вызвало в США острые дебаты


Программу ведет Марк Крутов. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов и Ян Рунов.



Марк Крутов: Сегодня утром президент Соединенных Штатов Джордж Буш выступил с посланием к американской нации. Главной его темой была новая стратегия США в Ираке. Итог: в Ирак будут дополнительно посланы более 20 тысяч американских военнослужащих. Буш признал, что ошибся, не сделав этого ранее. Усиление американского контингента произойдет несмотря на то, что на промежуточных выборах в американский Конгресс и Сенат в ноябре прошлого года победили представители демократической партии, выступающие если не против войны в Ираке как таковой, то уж точно не за расширение военного присутствия США в этой стране. Как бы там ни было, изначальное решение послать войска в Ирак принимал предыдущий состав американского Конгресса, а сам Буш, как верховный главнокомандующий, имеет полное право расширить количество американских войск в Ираке.



Аллан Давыдов: В среду вечером Джордж Буш, выступив по телевидению из Белого дома, обнародовал свою новую, давно ожидаемую стратегию в Ираке. Буш признал ситуацию в Ираке неприемлемой для американцев и для себя лично. Президент сказал, что, неся ответственность за допущенные в Ираке ошибки, он, тем не менее, будет стремиться не допустить провала, грозящего, по его словам, катастрофой для самих Соединенных Штатов. Буш назвал причины, по которым не удалось сохранить безопасность в Багдаде.



Джордж Буш: Было недостаточно иракских и американских военнослужащих для того, чтобы обезопасить жилые районы, очищенные от террористов и повстанцев. На наши войска было возложено множество ограничений. Сейчас наше военное командование рассмотрело новый план, учитывающие эти ошибки. Они доложили мне, что этот план может оказаться действенным.



Аллан Давыдов: Новый план включает в себя прежде всего резкую активизацию армии и полиции Ирака в обеспечении безопасности Багдада при усиленной поддержке американских войск. Для этого Джордж Буш намерен послать в Ирак еще 21,5 тысячи американских военнослужащих, что, согласно оценкам, обойдется дополнительно в 5 миллиардов 600 миллионов долларов.


Раскрыв некоторые детали нового плана, Буш заметил, что добился от иракского премьер-министра Нури аль-Малики заверений в том, что иракское руководство впредь не потерпит вмешательства в ситуацию противоборствующих иракских политиков и деятелей религиозных группировок.



Джордж Буш: Я объяснил премьер-министру и другим иракским лидерам, что американские обязательства не бесконечны. Если иракское правительство не будет следовать своим обещаниям - оно потеряет поддержку американцев, как и своих соотечественников. Настало время действовать. Премьер-министр понимает это.



Аллан Давыдов: Вместе с тем Буш отметил, что успешная иракская стратегия должна выходить за рамки военных операций.



Джордж Буш: Простые иракские граждане должны видеть, что военные операции сопровождаются заметными улучшениями в их жилых кварталах и общинах. Поэтому Америка будет контролировать соблюдение иракским правительством заявленных им критериев.



Аллан Давыдов: В этой связи Буш сказал, что правительство Ирака должно принять законодательство, в соответствии с которым каждый житель страны должен получать свою долю прибыли от добычи нефти. Правительство Ирака, сказал он, также потратит 10 миллиардов долларов из своих средств на проекты по восстановлению гражданской инфраструктуры, в соответствии с которыми жители Ирака получат новые рабочие места.


Едва президент Буш закончил свое телеобращение о новой стратегии в Ираке, представители демократической партии публично осудили его намерение послать в Ирак дополнительный американский воинский контингент. Демократы пообещали воспрепятствовать этому шагу при голосовании в Конгрессе.



Марк Крутов: Предложение президента Буша направить в Ирак более 20 тысяч военных сразу же вызвало в США острые дебаты. О том, каково мнение разных экспертов, рассказывает наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов.



Ян Рунов: Генерал в отставке Барри МакКаффри считает, что сейчас президент Буш делает, видимо, последнюю попытку исправить положение в Ираке. Но, по его мнению, для этого делается не достаточно.



Барри МакКаффри: Многие из нас считают, что если бы в 2003 году в Ирак было направлено больше войск, как минимум 300-400 тысяч, ситуация сегодня была бы иной. Незначительное 20-тысячное увеличение американского контингента не будет иметь никакого стратегического значения, не остановит гражданскую войну между суннитами и шиитами, не изменит баланса сил в их борьбе за политическую власть и за выживание после нашего ухода. А уйдём мы обязательно. Нам осталось примерно 36 месяцев на то, чтобы закончить свои дела в Ираке. Потому что президент Буш прослужит на своём посту ещё 24 месяца, и до прихода новой администрации следовало бы отозвать из Ирака половину американского контингента.



Ян Рунов: В Конгрессе не только демократы, но и некоторые республиканцы выступили против увеличения войск в Ираке. Сенатор-республиканец Гордон Смит поддержал идею сенатора-демократа Эдварда Кеннеди о том, чтобы президент не мог осуществить свой план без одобрения Конгресса. Одни законодатели считают, что увеличение численности американских войск в Ираке - явная эскалация военных действий. Другие выражают надежду на то, что эта кратковременная мера рассчитана на ускорение стабилизации с тем, чтобы начать, наконец, вывод войск.


Вот мнение вице-президента вашингтонского Совета по американской внешней политике Илана Бермана.



Илан Берман: Я думаю, цель расширения нашего военного присутствия в Ираке станет яснее после того, как выяснится, каковы конкретные задачи новых частей. Сейчас ясно, что президент не планирует начать сокращение войск в ближайшее время. Похоже, контингент будет увеличен для укрепления безопасности прежде всего в Багдаде. Ослабив сопротивление боевиков и стабилизировав положение в некоторых районах, американцы смогут более активно заняться созданием иракских вооружённых сил.



Ян Рунов: 20 или чуть больше тысяч - много или мало? Сможет ли это изменить ситуацию?



Илан Берман: Честно говоря, не думаю. Если говорить об увеличении, которое может принести видимые результаты, то надо довести американские войска до 300-400 тысяч. А цифры, названные администрацией, отражают не столько стратегические расчёты, сколько политическую реальность в Вашингтоне. Президент просто знает, что 24 тысячи - максимум, на который Конгресс, по его мнению, может согласиться. А для изменения ситуации увеличение должно быть более значительным.


Ключ к победе в умении видеть всю ближневосточную картину в целом, в способности выявить слабые места государств, разжигающих гражданскую войну в Ираке, и заставить их занять нейтральную позицию. Прежде всего это относится к Ирану. Но и к Саудовской Аравии, и к Сирии. Мы не сможем одержать победу, пока чётко не определим, кто помогает боевикам, как и с какой целью.



Ян Рунов: Так американские эксперты комментируют последнее выступление президента Буша, планирующего направить в Ирак дополнительные войска.


XS
SM
MD
LG