Ссылки для упрощенного доступа

Топливо для соседа: между рынком и Лукашенко


Во время переговоров в Москве Минск согласился отменить торговые ограничения в отношении российских компаний
Во время переговоров в Москве Минск согласился отменить торговые ограничения в отношении российских компаний

Россия и дальше будет поддерживать экономику Белоруссии. Об этом сегодня на встрече с кабинетом министров заявил Владимир Путин. «Прямая или скрытая поддержка будет продолжена Россией на протяжении длительного времени», - сказал президент; он добавил, что «начиная с этого года, эта поддержка значительно сокращается», цитирует его слова «Интерфакс».


По словам Владимира Путина, только по энергоносителям поддержка белорусской экономики обойдется Москве в 5,8 миллиарда долларов - 3,3 миллиарда по газу, и 2,5 по нефти. Между тем, по оценке российского Минфина, весь бюджет Белоруссии в наступившем году в долларовом эквиваленте составляет около 14 миллиардов, то есть Россия субсидирует если не половину, то процентов 40 этой суммы. И это «плата России за спокойный, мягкий, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержки братского белорусского народа», - сказал Путин.


Если президент России публично высказался за продолжение интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, с Белоруссией, но на рыночных прозрачных принципах, то Александр Лукашенко продолжает придерживаться иной риторики. Накануне он заявил, что у Москвы и Минска разные подходы и взгляды на строительство Союзного государства. Белорусский лидер также обвинил российскую сторону в эскалации напряженности в вопросах поставок энергоносителей. Но «…я никогда не похороню суверенитет и независимость Белоруссии как первый президент страны», – пообещал он.


«Мы никого не толкали закручивать вентили на трубах»


Вот уже более 10 лет Александр Лукашенко называет себя главным инициатором строительства Союзного государства, за что активно и много критикуется оппозицией. Однако периодически его заявления ставят в тупик и оппонентов режима, и российских интеграторов. Посетив в воскресение один из избирательных участков по выборам депутатов местных советов, Александр Лукашенко откровенно заявил одному из российских журналистов: «Я понял: они не понимают, что такое Союзное государство, что такое союз и что такое интеграция. Я абсолютно убедился в том, что от нас требуют вступления в состав России. Ну а когда мы обещали то, что мы в состав России вступим? Никогда! Я об этом никогда не говорил».


Как считает белорусский политолог Алексей Король, из заявлений Лукашенко можно сделать вывод, что он отчаялся выйти на новый политический уровень через выборы в так называемое Союзное государство. Поэтому ему остается лишь рассуждать о независимости Белоруссии. Впрочем, когда ситуация изменится, уверен эксперт, Лукашенко с такой же легкостью вернется к интеграционной риторике.


Подоплеку нынешних антироссийских выпадов аналитики связывают с завершившимся на прошлой неделе конфликтом вокруг поставок и транзита российской нефти. 1 января 2007 года в ответ на введение Россией экспортной пошлины на нефть Белоруссия ввела пошлину на транзит сырья. Российская сторона отказалась от ее уплаты и прекратила прокачку нефти по трубопроводу «Дружба», что вызвало перебои в поставках нефти в ряд стран Европы. Под нажимом России 10 января Белоруссия согласилась отменить транзитную пошлину, а в конце недели главы правительств двух стран в результате сложных переговоров согласовали размер экспортной пошлины. От первоначально предложенных Россией 180 долларов за тонну в итоге она была снижена до 53 долларов.


«Мы пошли на крайне невыгодные соглашения по поставкам природного газа, рассчитывая на то (как нам и обещало руководство России), что нефтяные проблемы будут решены в очень выгодном для Белоруссии ключе, - прокомментировал соглашение Лукашенко. - Когда этого не произошло, и нам вводят неизвестно какую пошлину (сравните – было 180, сейчас на 53 скатились), наверное, этот факт подтверждает, что мы были правы. Мы, конечно, с этим согласиться не могли. И тогда, как обычно, схватились за вентиль. Мы никого не толкали закручивать гайки, закручивать вентили на трубах. Поэтому и вопросы здесь не к нам».


Александр Лукашенко также высказался по поводу некоторых проектов альтернативных поставок российских энергоносителей в обход Белоруссии. Строительство Северо-европейского газопровода по дну Балтийского моря он назвал «самым дурацким проектом России». «Что может пройти с газопроводом, который лежит на куче боеприпасов?» – высказал осведомленность белорусский лидер. Комментируя реплику Александра Лукашенко, московские аналитики говорят, что она лишь подтверждает необходимость строительства такого трубопровода.


Критикуя первых лиц Росиии, президент Белоруссии считает, что граждане соседнего государства не разделяют позицию своего руководства в части желания последнего поставить ближайшего союзника «на колени». За это он объявил россиянам «президентскую благодарность» (в Белоруссии существует и такая форма государственной «виртуальной награды»).


Несмотря на выпады Лукашенко в адрес Кремля, Белоруссии пришлось пойти на немалые уступки. Минск согласился отменить торговые ограничения в отношении российских компаний. Это 40 указов президента и 20 постановлений правительства, которыми вводились экспортные ограничения для российской продукции. Цена этого вопроса для российского бизнеса составляет полмиллиарда долларов, подсчитали эксперты.


Россия же, наоборот, рискует перевести энергетический конфликт, как это уже бывало, в торговую плоскость. Как стало известно в субботу, Россия разрешит ввоз мясомолочной и рыбной продукции из Белоруссии только с предприятий, аттестованных Россельхознадзором. Российские инспекторы могут отправиться в Белоруссию уже в ближайшее время.


XS
SM
MD
LG